Скользкий пол. Вечная тишина и темнота. Если не захватить с собой факел, то все путешествие окажется напрасным.... По узким лазам коридоров пробираемся куда-то в темную и чарующую даль. Лица людей, и, кажется, даже стены пещеры захвачены ожиданием. Вот еще несколько минут. Мы на месте. Фонари здесь совсем ни к чему. Разгорается факел. Языки пламени озаряют мрачный свод. Все как много лет тому назад. Тот же огонь, блуждающий по камням, тот же холод пещеры. Где-то наверху, если поднять руку высоко, светлое пятно. Это ри.*
1. В ходе работы было выдвинута "теория контроля", объясняющая происхождение агрессии. Ее суть в том, что человек агрессивен ко всему незнакомому и неподконтрольному.
2. В главе "Раздвоение" были проиллюстрированы особенности насилия "тенденции самоустранения от агрессии", органически присущей всем людям. Это стремление исключить агрессивный образ из своего "Я".
3. Далее предложена структура агрессии и даны классификации этого феномена в литературе и творческой жизни. ( Интерсубъективное, Интердискурсивное, корпоративное, гендерное насилие и т.д.)
"Ну ты змея" кричит рассерженный муж. Перед нами типичный пример ассоциативной вербальной агрессии. В ней, благодаря автору, люди и животные перенимают друг у друга, часто не лучшие свои черты. Обратимся к наглядным примерам. Скажем, образ еврея в литературе. "Майн кампф" А.Гитлера содержит много наглядных и простых образов. "Евреи изображались рядом с ползающими в грязи крысами и тараканами в расчете на то, что в сознании людей возникнет устойчивая связь между образом еврея и образом паразита"(D.Halpern).