Навигация
  Главная
Авторы
  Адлер А.
  Ананьева Г.
  Альберти Р.
Эммонс М.
  Басун В.
  Бережкова Л.
  Бурн Ш.
Карнеги Д.
  Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей
  Как преодолеть чувство беспокойства
  Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично
  Депрессия
  Дэй Л.
  Дильтей В.
  Доброславович В.


Домой :: архив публикаций (январь - июнь 2004)

Андрей Владимирович Курпатов. С неврозом по жизни.


Часть III. Невротические зависимости. Часть вторая:.(0)

. . .
Глава 4. Зависимость от любви. Глава 8..(1)

Как это ни прискорбно, но любовные чувства, равно как и прочие описанные здесь "забавы", могут быть болезненными, приобретая характер невротической зависимости. Впрочем, все здесь не однозначно, однако в каких-то случаях о любви действительно нужно говорить как о болезни, а в каких-то как о высшем благе. Если это все-таки болезнь, то какова ее природа?Любовное помешательство. Часть первая:.(2)

Что перед нами болезнь или здоровье, определить достаточно просто. Во-первых, нужно понять, насколько "больной" адекватен. Во-вторых, насколько ему хорошо, а если и хорошо, то не скрывается ли за этим "хорошо" какого-то подвоха. Если использовать представленные критерии, то влюбленный, безусловно, болен. Часть первая:.(3)

Как это обычно и бывает, всякая болезнь есть результат страдания нормальной, естественной функции организма или мозга. Какая же функция страдает, когда мы "заболеваем" любовью? Эта функция один из базовых механизмов работы нашего мозга, механизм, открытый российским ученым А. А. Ухтомским и названный им "принципом доминанты". Глава 8..(4)

Принцип доминанты, как мы уже говорили, это механизм работы мозга, благодаря которому в нем господствует единственный очаг возбуждения. Все прочие возбуждения, которых, понятное дело, тьма-тьмущая, не только не принимаются в расчет, не только не рассматриваются и не реализуются, но, напротив, тормозятся и переориентируются, можно сказать, сдаются в плен господствующему возбуждению, переходят в его полновластное и безграничное пользование.Считается, что всякий влюбленный безумен. Но можно ли представить себе безумца, который влюблен? Ни в коей мере. Мои права ограничиваются неким скудным, неполным, метафорическим безумием: любовь делает меня словно безумным, но я не общаюсь со сверхъестественным, во мне нет ничего сакрального; мое безумие простое недоразумение, заурядное и вообще невидное; ко всему прочему оно целиком присвоено культурой; оно не пугает. Ролан Барт Глава 4..(5)

Передавая свое возбуждение господствующему центру (в нашем случае, доминанте любви), они, эти прочие центры, ускоряют его работу, поторапливают и усиливают его. Головной мозг это целая вселенная, но порядок в ней поразительный! Бесчисленные возбуждения, благодаря способности мозга к образованию доминанты, сводятся, концентрируются, оптимизируются и направляются на служение единой цели, для достижения одного результата. Замечательно, любо-дорого смотреть! Однако человек обладает удивительной способностью использовать себе же во вред то, что, казалось бы, создано природой ему в помощь! Доминанта это как раз тот случай... Часть 5.Как.(6)

Что происходит с влюбившимся? Была у него до этого фатального момента (когда любовь нечаянно нагрянула) жизнь, но вот "бац!" и привет, нет ее больше, с молотка пошла. Страсть пожирает влюбленного, словно паразит. О чем бы влюбленный человек ни думал, мысли, роящиеся в больной голове, подверженные неведомой силе любовного тяготения, неизбежно финишируют на объекте влюбленности. Глава 12..(7)

Все прежние увлечения, занятия и интересы, включая друзей и врагов, пропадают, словно бы их и не было вовсе! Все время посвящено ему "объекту любви". И на работе мука, и с друзьями скука, и отдых не отдых. Внимание не сосредоточить, ничего не получается, все из рук валится, а перед глазами (галлюциноз своего рода) стоит Он (Она). И каждый телефонный звонок звучит, словно глас Господа на горе Синайской, и сердце так от этого звонка бьется, что того и гляди выпрыгнет из груди. И сна нет, только думы, только мысли мысли тяжкие, мысли нежные. Только разговоры беспрестанные внутри головы (бред своего рода), непрекращающиеся разговоры с объектом любви, разговоры, беседы, споры, уверения, клятвы, признания, откровения все внутри головы. Часть II..(8)

И деньги для больного этой болезнью не деньги, и время не деньги, препятствие не препятствие, расстояние не расстояние. А силы-то, силы столько, что горы можно своротить, звезду с неба достать, достать и не обжечься, потому что не чувствует он влюбленный ничего, кроме жгучей своей страсти. Ух! Это, друзья мои, играется с влюбленным (влюбленной), как кошка с мышкой, доминанта... Часть II..(9)

Как же это сумасшествие может закончиться? Все мы уповаем на здравый смысл, но сами эти надежды первый признак его отсутствия. Всякая доминанта, и любовная в том числе, может сойти со сцены нашей психической жизни, только если потребность, в ней заложенная, удовлетворится. Или же, второй вариант, если произойдет какое-нибудь чрезвычайное событие, способное оттеснить эту доминанту на второй план. Что ж, и то и другое возможно, а финал всегда печален.Любовь всегда слепа к недостаткам и стремится к радостям. Уильям Блейк Часть II..(10)

Рассмотрим первый вариант. Оказывается, когда объект нашей страсти отвечает нам взаимностью, желание любить его и дальше начинает внезапно таять. Месяц, ну полгода и нет его вовсе! Добившись желаемого, мы перестаем в нем нуждаться. Стоило ли так усердствовать? Рассмотрим теперь второй возможный конец любовной доминанты. Допустим, объект нашей любви проявляет себя каким-то образом, который совершенно не совместим с его образом в нашем внутреннем пространстве. Мы неизбежно испытываем чувство тяжелейшего разочарования, кажется, почва уходит из-под ног, а с ней и то, что звалось прежде любовью. Печально... Часть II..(11)

Всякие отношения, замешенные на страсти, подобны бенгальскому огню светят ярко, но не греют и быстро выгорают. Это большое заблуждение думать, что такая любовь может длиться вечность, что на таком фундаменте возможно семейное счастье. Впрочем, влюбленному, больному с любовной лихорадкой это не объяснишь, доминанта не позволит.Когда двое находятся под влиянием самой неистовой, самой безрассудной, самой обманчивой и самой кратковременной из страстей, им приходится заверять друг друга, что они останутся в этом возбужденном, ненормальном и изматывающем состоянии до тех пор, пока смерть не разлучит их. Джордж Бернард Шоу Часть II..(12)

Однако же за любую ошибку приходится платить: слезы, разочарование, ненависть, одиночество вот наша плата. Мы выходим из этой инфекции под названием "любовь" истощенными, обессиленными, полными тоски и пессимизма. Не случайно многие, не справившись с этой ношей, пытаются свести счеты с жизнью. Глупо и бессмысленно, но что поделаешь? Доминанта...Взгляд в зеркало. Глава 12..(13)

Великий русский ученый И. М. Сеченов, анализируя мужскую любовь, пришел к выводу, что мужчина любит в женщине свое наслаждение. Потом, в самом начале ушедшего века, О. Вейнингер постулировал: мужчина проецирует на женщину лучшие свои качества и любит в женщине свои собственные достоинства. Наконец, З. Фрейд вывел формулу: мужчина любит в женщине свою мать, а женщина любит в мужчине своего отца. В конечном итоге, получилась крайне запутанная ситуация... Вообще, кто-то кого-то любит или нет? Часть I..(14)

Оказывается, что никто никого по-настоящему не любит, а любят все только свои собственные фантазии. Каждому, кто хоть раз испытывал чувство любви, хорошо известно, как старательно рисует наша фантазия образ любимого человека: его недостатки нами игнорируются, его достоинства, напротив, возводятся на пьедестал и обожествляются. При достаточном старании получается настоящий голливудский персонаж любо-дорого смотреть! Главное, что называется, не приглядываться, а то мираж рассеется...Заложники страсти и прочих комплексов. Глава 6..(15)

Итак, состояние "жгучей любовной страсти" по природе своей болезненно, но когда она становится зависимостью? В том случае, если объект оказывается недоступен, если он отвергает, бросает, изменяет и т. п. Обоюдоострая страсть, если она и встречается, то длится недолго и в зависимость, как правило, перерасти не успевает. Часть II..(16)

Только безответная или отчасти безответная любовь способна поставить все с ног на голову, превратив человека в свое подобие, в собственную тень, выеденную изнутри любовным томлением. Как такое становится возможным? Ответ на этот вопрос скрыт в наших мечтах и надеждах на большое и светлое чувство взаимопроникающей любви с человеком, который по самой природе своей на такие отношения не способен. Часть II..(17)

Мечта каждой женщины, хотя зачастую эта фантазия и камуфлируется прекрасной представительницей прекрасного пола, незамысловата это "рыцарь на белом коне". Мечта каждого мужчины не пугайтесь "женщина-вамп", хотя и не многие мужчины в этом признаются. Несмотря на то что и те, и другие успешно скрывают свои подлинные мечтания, искушенный взгляд они обмануть не в силах.Клеопатра: Любовь? Насколько ж велика она?Антоний: Любовь ничтожна, если есть ей мера.Клеопатра: Но я хочу найти ее границы.Антоний: Ищи их за пределами вселенной. Уильям Шекспир Благодарности.Когда на.(18)

Конечно, женщине очень хочется, чтобы мужчина, которому она фактически препоручает свою жизнь, был надежным и сильным, чтобы он мог брать на себя ответственность за решения и за нее свою избранницу, давал ей ощущение защищенности и т. д. Иными словами, он должен быть "каменной стеной" этого ждет женщина от мужчины. Глава 1..(19)

Когда же мужчина не отвечает этим ожиданиям женщины, на нее сначала нападает раздражение, потом тоска, а потом раздражение в квадрате. Она отчаивается, злится, требует от мужчины быть мужественным: "Ну, будь же ты мужиком, в конце-то концов!". Глава 2..(20)

Но, как это ни парадоксально, эффект оказывается прямо противоположным! В момент, когда женщина предъявляет мужчине все эти требования, она выходит из себя, она мечет молнии, она подобна фурии, т. е. фактически становится желанной для мужчины "женщиной-вамп". А именно это и "заводит" современного среднестатистического мужчину, именно этого он и ждет, именно это поведение своей избранницы он подсознательно и провоцирует. Часть II..(21)

Что же это за странность такая с нашими мужчинами? Казалось бы, мужчина должен желать женщину, которая его любит, любит беззаветно, ценит, дорожит, смотрит ему в рот и ни о чем больше не думает. Так бы оно, вероятно, и было, если бы не плачевные результаты женской эмансипации. Глава 4..(22)

Такие женщины сейчас, как видно, совсем не в моде, женщиной-мечтой стала амазонка. Чуть больше века назад женщины начали целеустремленно отвоевывать себе мужские права, и ста лет им хватило... Теперь женщины занимают все без исключения "руководящие посты". Почему-то принято думать, что "руководящий пост" это должности президента или директора, а ведь на самом деле это далеко не так. Подлинно руководящим постом является роль "воспитателя", "учителя", "врача", "судьи" ведь именно они принимают все жизненно важные для каждого из нас решения.Любовь, как огонь, без пищи гаснет. М. Ю. Лермонтов Глава 5..(23)

Именно эти люди обладают подлинной властью, именно эти должности, как правило, и занимают женщины. Вот и получается, что наши мальчики с младенчества оказываются под пятой "слабого пола": мамы, бабушки, воспитательницы, учительницы, врачи, заведующие "детской комнатой милиции". Оказываясь под этой пятой, они привыкают к ней и жаждут ее. Жаждут и провоцируют женщин на проявление "доминантных" качеств, и если угадывают их, то влюбляются патологически, т. е. с тяжелой и хронической зависимостью. III. Язык.(24)

Глупее этой ситуации, конечно, трудно себе представить: женщина нуждается в сильном мужчине и, подобно громовержцу, требует от своего избранника указанных качеств. Мужчина же, с детства привыкший к женскому тоталитаризму, только того и ждет, чтобы любимая женщина на него "наехала". Причем чем больше на него "наезжают", тем больше он восхищается той силой и мощью, с которой этот "наезд" осуществляется. Кроме того, учтем, что истинные причины такого поведения женщины, как правило, для мужчины покрыты завесой тайны. Женщины существа по природе своей скрытные, это свое требование, обращенное к мужчине, они обычно всячески камуфлируют.

Мужчины же по природе своей существа нелюбопытные, а потому все эти бесчисленные женские подтексты так и остаются ими не прочитанными. Мужчина интерпретирует такое женское поведение не как разочарование в его мужественности, а безотносительно, т. е. как проявление ее "природной силы", ее "характера", ее "личности". Интерпретирует и восхищается.На свете немало людей, которые и рады бы полюбить, да никак не могут; они ищут поражения, но всегда одерживают победу и, если дозволено так выразиться, принуждены жить на свободе. Жан де Лабрюйер

В результате получается разговор слепого с глухонемым, а поведение женщины, требующей от мужчины мужественности, роковым. Она сама роет себе могилу, поскольку подобная тактика может вызвать только обратный эффект: вместо "рыцаря на белом коне" она получит "слабака" и "нюню".

Вот и возникает этот трагический вопрос: "Почему я всегда влюбляюсь не в того?". "Любовь, говорят в народе, зла"... Продолжать не буду, поскольку все это, знаете ли, смотря с какой стороны посмотреть. Хотя действительно любовь человеческая выкидывает коленца: возникает там, где, казалось бы, и не должна была возникнуть. При этом она никак не появляется там, где ей сам бог велит! Впрочем, что чувству слово "должна"?.

Факт остается фактом: женщины если и влюбляются, то влюбляются в "рокового мужчину". "Я все умом понимаю! Понимаю, что он не для меня, понимаю, что ненадолго это! Я все понимаю, доктор, я сделать с собой ничего не могу!" реплика на приеме у психотерапевта частая и, кажется, обрекающая его труд по укреплению психического здоровья пациентки на полное заведомое фиаско.

Отчего влюбляется женщина в "рокового мужчину"? Ответ достаточно прост: он ощущается ею, зачастую неосознанно, как эманация мужественности, как само спустившееся с небес мужское начало. "Мужчина-положительный", напротив, воспринимается ею не как мужчина, а как "человек" или, того хуже, "баба", скулящая, нудящая и т. п.Надежда и желание взаимно подстрекают друг друга, так что когда одно холодеет, то и другое стынет, и когда одно загорается, то закипает другое. Ф. Петрарка

Так что если женщина чувствует себя зависимой от любви, то можно безо всяких дополнительных расследований заключить: она сознательно, полусознательно или бессознательно воспринимает его как саму Мужественность. Благодаря чему? Как это ни странно, благодаря тому, что он ей отказывает...

Кто-то удивительно точно сравнил любовь с клинком один тянет за острие, другой за рукоять, одному он упирается в грудь, другому вонзается в сердце. Потом перемена мест, и все начинается сызнова. Так именно получается, когда любишь не человека, а его идеализированный образ какого-нибудь "рыцаря" или "мачо", какую-нибудь "вамп" или "Святую Деву Марию".

Всякое несоответствие любимого "заданным параметрам" приводит к страданиям, причем эти страдания обоюдны. Любовь может быть неразделенной, но страдают от нее всегда оба.



Похожие материалы:

- Часть первая: Гештальт-подход.. . .Холистическая доктрина.Один из наиболее о ..
- Часть 3.Замаскированные Главные Учителя.Ваш Главный Учитель (сокращенно: ГУ) не ..
- Часть 5.Как можно больше радости.У радости нет конца. Равно как и верхнего преде ..
- Часть II. Невроз как внутренний театр личности.. . .VI.Слово "личность" неда ..
- Часть II. Невроз как внутренний театр личности.. . .IX.Как понимать взаимоот ..
- Часть II. Невроз как внутренний театр личности.. . .XI.Все оживотворяется во ..
- Часть II. Невроз как внутренний театр личности.. . .XIII.Истинно взаимодейст ..
- Часть II. Невроз как внутренний театр личности.. . .XV.Известно, и я уже упо ..
- Глава 6. Любовь: эмоция, дающая удовлетворение.Капитуляция перед любовью.Почти к ..
- Часть II. Невроз как внутренний театр личности.. . .XIX.Нельзя сказать, что ..
- Благодарности.Когда на обложке значится одно имя это неправильно, всякая книга ..
- Глава 2. Капитуляция перед собственным телом.Капитуляция нарциссического эго.Иде ..
- Часть II. Невроз как внутренний театр личности.Несколько заметок-размышлений о н ..
Авторские книги
  Прайор К.
  Долохов В.
  Стивенс
  Цветков Э.
  Виктор Франкл
  Эрик Фромм
  Действовать
значит быть
  Вильгельм Райх
  Эрик Берн
  Фишер Р.
  Жмуров Д.
  Вадим Гурангов
  Курпатов
  Вильгельм Райх

При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU желательна, но не обязательна
Редакция:
^наверх