Навигация
  Главная
Авторы
  Адлер А.
  Ананьева Г.
  Альберти Р.
Эммонс М.
  Басун В.
  Бережкова Л.
  Бурн Ш.
Карнеги Д.
  Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей
  Как преодолеть чувство беспокойства
  Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично
  Депрессия
  Дэй Л.
  Дильтей В.
  Доброславович В.


Домой :: архив публикаций (январь - июнь 2004)

В. Г. Колташов. За тенью сознания.


2. Садомазохистская природа души. IX. Самовыражение.(0)

Почему рассмотрение намеченных вопросов в этой книге, после уже пройденной нелегкой главы о мотивах, стоит начать именно с садомазохизма? Неужели это так важно? Отчего? Возможно, из-за желания вникнуть в те потаенные ходы психики индивида нашего времени, которые и прячут от нас настоящее понимание эпохи? Какой он современный человек, созрела научная мысль, чтобы открыть нам его истинную природу? IX. Самовыражение.(1)

Мир, в котором мы живем, надеюсь, все это уже почувствовали, это мир буржуазных отношений. Отношений, описывать которые в деталях в этой работе, а тем более главе нет смысла. Однако коротко остановиться все же стоит. Часть I..(2)

Все эксплуататорские общества, как-то рабовладельческое, феодальное или буржуазное есть общества иерархические, классово разделенные, основанные на экономическом, социальном, политическом, правовом, культурном и нравственном неравенстве. Формы этого неравенства всегда различны, но суть их состоит в том, что господствующие общественные силы угнетают силы подчиненные, силы производящие основные материальные блага. II. Концепция.(3)

Несправедливо устроенное общество, основанное на эксплуатации человека, паразитизме одних за счет других, жесткой иерархичности подчинения, господстве чинов и титулов, все это рождает в психике угнетателей чувство собственного величия по отношению к низшим сословиям, а в психике угнетенных чувство униженного подчинения, беспомощности и слабости. Эта система внутренних ощущений, возникая под воздействием общественного строя, складывалась тысячелетиями. Человек, формируясь как личность в системе таких иерархичных, неравноправных, несправедливых, жестоких и циничных отношений всегда знал свое место и четко представлял себе, как он должен вести себя с высшими или с низшими по отношению к себе индивидами. Это и создавало в нем садомазохистскую природу души. Терпеть насилие и унижение, далеко не всегда физическое, но всегда мучительное, унижать других самому, указывая им их рабское место в социуме, пытаясь хоть как-то сохранить свое положение. Положение раком у корыта, скажете вы, но это будет не язык науки. Ссылки.1. Reich.(4)

Садомазохизм был всегда. Всегда, в смысле классового общества, так как в бесклассовом первобытном мире его, разумеется, не было, и быть не могло. Множество столетий люди жили именно в такой садистской по отношению к другим и мазохистской по отношению к себе системе отношений. Они терпели иерархично заслуженные унижения молча пробираясь к новой ступени социально-экономической лестницы, они унижали других заставляя их подчиняться воле эксплуататорских общественных отношений. Разумеется, все это еще продолжается вокруг, так как капитализм все еще правит нами. II. Концепция.(5)

Из того, что нами сказано, уже можно сделать вывод об объективных предпосылках формирования садистской оставляющей психики, но еще рано делать вывод о ее мазохистской части. Страдая лично и наблюдая страдания других, человек привыкал испытывать и видеть внутренние муки унижения, стыда и горя утраты. Со временем, преимущественно в средневековье в психике у человека формируется бессознательная потребность страдать и причинять страдания другим. Всему этому немало способствуют публичные пытки и казни, позорные столбы, публичные унижения грешников церковью, навязывается соответствующая идеология, так формируется душа мелкого человека. Среди монахов, да и просто в среде верующих, получает распространение самобичевание для искупление грехов рода человеческого, в отношениях полов явно складываются садомазохистские наклонности. Они проявляются в том, что люди учатся получать удовольствие не от счастья соединения с любимым существом, но от мук от него. Они начинают получать удовольствие от самоунижения, подчинения, избиения, оскорбления любимого существа и затем жалости к нему. Веками власть как светская, так и облаченная в церковные одеяния учила людей что любовь и страдание едины, нужно терпеть, ибо терпение есть благо, силой огня, железа и беспощадного слова приучает народы быть рабами. Все это вросло в подсознание многих поколений представителей не только правящих, но и подчиненных, эксплуатируемых классов, и только сейчас начинает уходить. Покидать мир с болью и радостью избавления человека. II. Концепция.(6)

Прививая человеку садомазохистские отношения, правящие классы тоже подпадали под них, становясь такими же носителями этих уродливых оков личности. После крушения феодального общества в гораздо меньшей степени, подточенный, но живой и по-прежнему античеловечески жестокий садомазохизм перешел в капиталистический мир. Завоевал себе место в буржуазной психике. III. Язык.(7)

В новой среде, где были уже иные отношения правящих классов и классов подчиненных, ему нашлось достойное место, ведь многие принципы, зародившись еще в рабовладельческом обществе, перешли и в капитализм, что вполне естественно, поскольку буржуазная формация является формацией эксплуататорской. Конечно, произошло ослабление садомазохистской психической природы человека, но она осталась по прежнему важной силой способствующей сохранению несправедливого общества. Часть I..(8)

Укоренившись в подсознании, оставаясь незамеченным у большинства, садомазохизм как невидимый кормчий направлял многие поступки людей, выступая в виде иррациональных мотивов. Желание испытать душевные муки или причинить их другому, нередко нарушает цепь продуманных поступков, разрушительно вторгаясь в рациональную деятельность людей. Садомазохизм, как мы видим, существуя в подсознании человека, прорывается в его сознание, побуждая к иррациональным поступкам. 3. Энергетическая.(9)

Стоит, полагаю, еще раз в связи с рассмотрением садомазохистской природы личности обратиться к сексуальной сфере человеческих отношений, приведя несколько примеров. Один молодой человек страстно желал красивую девушку, он долго ухаживал за ней, причем делал это настолько консервативно униженно, что он не испытывала к нему сексуального влечения, как к слабому и низшему созданию. Однако они были вместе, причем она всячески оскорбляла его, а он всячески унижался и делал это с известным сладострастием. Они встречались около двух лет и расстались только потому, что эта девушка встретила другого мужчину. Но все это время, пока он дарил ей море подарков, водил по различным "развлекательным местам", всячески ублажал, при этом, стараясь как можно более явно уничтожить свое самолюбие, а она помогала ему в этом, длилась их садомазохистская связь. В этой связи она выступала в роли садистки, испытывая при этом естественно определенную долю мазохистского удовольствия жалости к нему и себе и презрения к самой себе за свою никчемность, а он сам, заставляя себя страдать от унижения, слабости и подчиненности был так же одновременно жертвой и палачом, садистом и мазохистом. Любовь.I. Любовь.(10)

Вот противоположный, но аналогичный пример, когда в явной роли садиста выступает мужчина, в скрытой роли являясь мазохистом, а в роли жертвы выступает женщина, истязающая себя сама, и потому скрыто являясь садисткой. Они встречались какое-то время и у них, как принято говорить был роман. Потом эта девушка совершила недостойный поступок, пренебрежительно отозвалась на публике о своем мужчине, и он открыто заявил ей, что не любит ее больше. Вот с этого момента и началась их садомазохистская связь. Теперь, когда мы рассказали и эту историю самое время задуматься вот над чем. Может быть, эта девушка не случайно спровоцировала разрыв нормальных отношений, так как подсознательно жаждала получить другие садомазохистские? Возможно и в первой истории получив свое "нет" мужчина не спроста не ушел от этой женщины, а удержался возле нее специально. Да и "нет" он так же спровоцировал? Разумеется, наши предположения, несмотря на знак вопроса верны. Подвергнув психоанализу этих людей, мне удалось отчетливо увидеть, что бессознательные садомазохистские желания были тем иррациональным зерном, которое и привело к такому развитию отношений. Насытившись одной ролью, эти люди уходят в поиск счастья при других обстоятельствах, оставляя в своей памяти трогательные воспоминания которые помогут им не избавиться от своей садомазохистской наклонности еще многие годы. 5. Психоаналитический.(11)

Воспоминания это особое явление в садомазохизме, их роль и значение трудно переоценить. Они, нося сознательно сохраняемый характер, и происходя из иррациональных бессознательных желаний, вынуждают человека испытывать страдание, на длительные периоды погружаться в депрессию. Сознание в попытке избавиться от назойливых садомазохистских воспоминаний наталкивается на сильные психические преграды, только немногим людям в нашем обществе пока удается преодолеть садомазохистскую, а заодно и депрессивную наклонность собственной психики. Наклонность столетиями воспитываемую через множество поколений в психике человека. 5. Психоаналитический.(12)

Наше общество, это не только общество неравенства, несвободы, эксплуатации, но это еще и общество фарса. И именно поэтому при тотальном господстве садомазохизма существует интимность садомазохистского контакта, когда детали его прячутся от глаз посторонних людей. Это необходимо буржуазной системе отношений, нет не кому-то главному лично, а именно системе для продолжения стабильного функционирования, однако стабильного функционирования уже давно не получается. Система все чаще и чаще дает сбои. 6. Обман.(13)

Однако кое кто не найдя все еще примеров того, что в нашем обществе принято называть садомазохизмом, как то заковывание друг друга цепями, связывание, причинение боли и тому подобное, может выразить свое недоумение. Впрочем, с этим не стоит торопиться, так как мы сейчас затронем и эту сторону садомазохизма. Здесь мы наблюдаем тот же предмет только в более явных проявлениях. Социально-психологические исследования, да их обобщение в литературе, например роман Э. Лимонова "Палач" служат ярким примером того, кто и когда прибегает к более жесткому садомазохизму. Хочу сразу оговориться, сославшись на известного психиатра Вильгельма Райха, что мазохисты это не люди которым нравится испытывать физические страдания, как раз нет, это те, кому доставляет удовольствие представлять, как их истязают, или быть истязаемыми слегка, не мучительно, понарошку . Теперь о тех, кто же тяготеет к такого рода садомазохизму. Это люди более чем среднего достатка, то есть не бедные, и по возрасту, как правило, не моложе тридцати. Это те, кто занимает достаточно высокое социальное положение, в крайнем случае, мелкие менеджеры, но это те на кого система возложила обязанность подчинять себе других, заставлять их выполнять свою волю. Это те кто, не имея недостатка проявить себя садистом, явно испытывают мазохистский голод. Обратно выглядит ситуация и с садистами, они слишком истязаемы и слишком подавлены и поэтому им необходимо "уравновесить" свою природу причинением боль другим. Райх В. Функция оргазма; Лимонов Э. Палач. Глава 3..(14)

Еще одной стороной такой садомазохистской практики выступает отсутствие полового желания по отношению к партнеру, и которое вызывается искусственными способами. Но с другой стороны разве это не садомазохизм вступать в половой контакт явно осознавая, что не испытываешь сексуального желания к партнеру? 7. Вера.Значимость.(15)

Но мы слишком увлеклись половой стороной садомазохизма. Настало время обратиться к другим его сторонам. Садомазохизм, несмотря на то, что примеры его сексуального проявления наиболее интересны, проявляется и в других областях человеческой жизни. Садомазохистскими по своей природе являются отношения родителей и детей, когда те и другие поочередно или и с одной стороны насилуют друг друга, заставляя испытывать психические страдания. Садомазохистски выстроены отношения на работе и, особенно в армии, где мы можем отчетливо наблюдать садомазохизм как иерархическое явление. В учебных заведениях, особенно в школе так же существует садомазохистская система отношений. И все это через различные институты, будь то институт брака, половых отношений, государственная машина, семья или церковь (вот уж радикальный оплот садомазохизма основанный на самоунижении верующих через подчинение богу и выполнение его воли, и в тоже время подавлении других во имя все того же высшего существа), все это пока существуют эксплуататорские, как следствие неравноправны отношения, призвано закреплять в психике людей старые отношения, тормозить в ней прогрессивные перемены, переключать ее на тупиковые формы удовольствия через страдание.

Мы много уже сказали о садомазохизме, не все, разумеется, но много. Однако мы совсем кажется, забыли о главном, о том, где спрятана смерть этого древнего уродливого зверя. Садомазохизм возможен только у людей с ценностями присущими эксплуататорскому обществу, то есть в наше время с буржуазными ценностями, люди же ориентированные не на обладание, не на иерархический рост постепенно избавляются в своей психической природе от садомазохизма. Да это и естественно, как может быть садомазохистом тот, для кого основы этой психической болезни не существуют, тот, кому дико становится от того, что он может причинить страдание другому и тот, кому совершенно непонятно зачем ему нужно испытывать душевные муки. Человек с коммунистическими ориентирами психики объективно в силу не отчужденности от мира и людей, и в силу явной ориентации на самовоплощения, самореализацию в творчестве не стремится замкнуться в себе. У него просто нет психических предпосылок для садомазохистской депрессии. Бациллы страдания в его подсознании мертвы и в этом еще раз проявляется связь психики человека и объективного мира. Но для того чтобы этот человек вырос и окреп, а в том, что он уже рожден историей, нет сомнений, необходимо изменить общественный строй. Сбросить ярмо капитализма.



Похожие материалы:

- II. Концепция энергии.Накопление, разрядка, течение и движение.Биоэнергетика, ка ..
- Часть II. Невроз как внутренний театр личности.. . .V.В борьбе за существова ..
- II. Концепция энергии.. . .Жизнь тела: биоэнергетическое упражнение.В первой ..
- Посвящается Джону С. Пьерракосу, доктору медицины, дорогому другу и коллеге.Всту ..
- 3. Энергетическая динамика депрессии.Недостаток энергии.Депрессия характеризуетс ..
- 4. Случай из практики.Лечение.Я описал основной подход к проблеме депрессии как ..
- 5. Психоаналитический взгляд на депрессию.Реагирование в ситуации потери.Исследо ..
- 6. Обман и самообман.Женщина на пьедестале.В первый раз я увидел Марту на тренир ..
- 7. Вера.Значимость веры.Насколько важна вера? Может ли человек жить без нее? Мож ..
Авторские книги
  Прайор К.
  Долохов В.
  Стивенс
  Цветков Э.
  Виктор Франкл
  Эрик Фромм
  Действовать
значит быть
  Вильгельм Райх
  Эрик Берн
  Фишер Р.
  Жмуров Д.
  Вадим Гурангов
  Курпатов
  Вильгельм Райх

При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU желательна, но не обязательна
Редакция:
^наверх