Навигация
  Главная
Авторы
  Адлер А.
  Ананьева Г.
  Альберти Р.
Эммонс М.
  Басун В.
  Бережкова Л.
  Бурн Ш.
Карнеги Д.
  Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей
  Как преодолеть чувство беспокойства
  Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично
  Депрессия
  Дэй Л.
  Дильтей В.
  Доброславович В.


Домой :: архив публикаций (июль - декабрь 2004)

Б. Белый. Диагноз по чернильным кляксам.


"Рентгеновские лучи разума"? Глава 4..(0)

Что же принципиально нового внес Роршах? Почему его тест получил всемирное признание? В отличие от всех существовавших прежде психологических методик испытуемые в этом тесте дают свои ответы самостоятельно, а не выбирают их среди заранее подготовленных экспериментатором. В этих условиях ответы в значительно большей степени зависят от врожденных особенностей восприятия и индивидуального прошлого опыта, чем от заданных в эксперименте внешних раздражителей. Такие методики получили название личностных, и тест Роршаха был первым среди них. Глава 6..(1)

Толкование чернильных пятен изучалось и до Роршаха, но ограничивалось главным образом содержательной стороной ответов. Роршах впервые перешел от анализа содержания ответов к механизмам их возникновения. Главным он считал не то, что именно человек видит, а то, как он видит и какие особенности пятен (цвет, форму и т. Д.) он при этом использует. Заключение.Вот и.(2)

Роршах сумел формализовать ответы на пятна, ввел количественные критерии. Он заметил, что определенные категории ответов сочетаются с некоторыми личностными свойствами и что по характеру интерпретаций можно примерно оценить степень интеллекта испытуемых. Он показал, чем отличаются ответы здоровых людей от интерпретаций психически больных, и описал синдромы, характерные для отдельных психических заболеваний. Короче говоря, он создал тест от начала до конца. За шесть десятилетий, прошедших после его смерти, тест в своей основе не изменился, в него были внесены лишь небольшие добавления. Вступление.Посвящается:Моей жене.(3)

Однако Роршах не смог создать теории, объясняющей связь особенностей восприятия пятен с теми или иными личностными характеристиками. Все его трактовки носят эмпирический характер и нередко строятся по принципу аналогий и "здравого смысла". Глава 10..(4)

Каждый ответ на пятно Роршах оценивает по трем основным категориям: локализации, детерминантам и содержанию. По локализации ответы могут относиться либо ко всему пятну, либо к отдельным его деталям. Роршах считал, что целостные ответы, когда в концепции образа участвует все пятно, отражают способность к теоретическому интеллекту. Логика его рассуждении достаточно проста: если человек оперирует всем пятном целиком, значит, он способен воспринимать основные взаимосвязи и склонен к систематизированному мышлению. К обычным деталям Роршах отнес те участки пятен, которые чаще всего выделялись взрослыми психически здоровыми людьми; ответы на такие детали он связал с практическим интеллектом и со способностью к контакту. Преувеличенное внимание к мелким деталям Роршах считал признаком придирчивости и мелочности. Ответы на белый фон, по его мнению, всегда свидетельствовали о наличии оппозиционной установки: у здоровых людей о склонности к дискуссиям, упрямстве, свое волии, а у психически больных о негативизме и странностях в поведении. Во всех этих трактовках прослеживаются тенденции к прямым аналогиям и мысль об однозначности способа видения и характера мышления. Видишь всякую мелочь значит педант, видишь не сами пятна, как большинство людей, а прилежащий белый фон значит и мыслишь нетрадиционно. Глава 12..(5)

Вторая основная категория оценок ответов это детерминанты, показывающие, какие свойства пятен определяют ответ. К ним относят форму, движение, цвет и светотень. Глава 14..(6)

Ответами по форме считаются такие, которые обусловлены только контурами пятна без учета других его свойств. Те интерпретации, где форма соответствует очертаниям указываемых пятен, называются ответами с хорошей или четкой формой, когда такого соответствия нет, говорят об ответах с плохой формой. Способность к даче большого количества ответов с четкой формой Роршах считал индикатором устойчивости внимания и одним из важнейших признаков интеллекта, Глава 16..(7)

Ответы, учитывающие цвет пятен, Роршах связал с особенностями эмоционального реагирования испытуемых. Предисловие к.(8)

Важнейшим вкладом Роршаха в изучение личности считается описание кинестетических ответов, то есть, когда в пятнах видят движение или позу человека. Он заметил, что замкнутые люди, сосредоточенные на собственных переживаниях, дают кинестетических интерпретаций больше, чем цветовых. Обратные соотношения наблюдаются у людей с живыми эмоциональными реакциями и широким кругом общения, чья психика более зависит от внешних впечатлений, чем от внутренних переживаний. Глава 18..(9)

Уделив основное внимание особенностям восприятия пятен, Роршах сравнительно мало останавливался на том, какие именно объекты в них усматривались. Он полагал, что содержательная сторона ответов только случайно отражает переживания испытуемых. Глава 19..(10)

В 1939 году психолог Л. Франк выдвинул понятие проективных методов исследования личности, к которым он отнес и методику Роршаха. Согласно его положениям, при встрече с малоструктурированным объектом восприятия личность проецирует на него свой способ видения жизни, свои стремления, комплексы, чувства. Необходимость организовать и интерпретировать воспринимаемый материал создает проекцию частного мира индивидуальной личности. По Франку, цель проективной методики добиться от субъекта того, "что он не может или не хочет сказать, часто потому, что не знает сам и не осознает, что он скрывает в себе за своими проекциями". Приложение I.Хосе.(11)

Точка зрения Франка была подхвачена психоаналитиками и получила широкое распространение в литературе. Тест Роршаха приобрел репутацию "рентгеновских лучей разума". Ему стали приписывать магическую способность преодолевать сознательную защиту и раскрывать исследователю "всю личность" с ее стремлениями, комплексами и тайными мотивами. В самих таблицах, в ряде категорий содержания стали усматривать определенную символику. Одни таблицы определяли как отцовские, другие как материнские или сексуальные. Указания на ягодицы и глаза связывались с бредом преследования, на скелеты и черепа с мазохистскими тенденциями, на взрывы с чувством беспомощности, на эмблемы с подавленным устремлением к власти, на раздавленные насекомые с напряженными взаимоотношениями с братьями и сестрами, на архитектурные ответы с внутренней неуверенностью и так далее. Глава 2..(12)

Казалось, что тест может все. Отдельные критические замечания тонули в море победных реляций. И тест стал завоевывать мир. Его начали использовать в вооруженных силах США, Канады и ФРГ для выявления людей, непригодных к военной службе, и при выдвижении на руководящие должности в армии и в промышленности. Резко возросло количество научных работ. В 1954 году ссылки на публикации, посвященные тесту Роршаха, составили 36,4% ссылок на всю психологическую литературу. В США был создан институт Роршаха, стал выходить специальный журнал, посвященный этой методике. Появился ряд направлений и школ, которые отличались друг от друга и от первоначальной "классической" трактовки пятен. Были созданы специальные трехлетние курсы обучения тесту, где диплом выдавался только после определенной практики (не менее 25 собственных наблюдений) и экзамена. В I960 году тест Роршаха по степени распространенности занял первое место среди всех психологических методик. Глава 4..(13)



Похожие материалы:

- Вступление.Посвящается:Моей жене Пауле, моей сестре Жозефине, моему брату ..
- Глава 11. Интимные упражнения для любящих.Во вступительном слове к группе учащих ..
- Глава 14. Как помогать другим, используя метод управления разумом.Обнаружение за ..
- В книге "Язык тела: как прочесть мысли окружающих ..
- Глава 18. Развитие самоуважения."Мы часто теряем очень много времени из-за недоо ..
- Глава 20. Что делать дальше?С момента вашего первого свершения с помощью метода ..
- Глава 2. Познакомьтесь с Хозе.Хозе Сильва родился 11 августа 1914 года в городе ..
- Часть первая: Гештальт-подход.. . .2. Невротические механизмы.Рождение невро ..
- Глава 5. Улучшение памяти.Техника улучшения памяти, которой учащиеся овладевают ..
- Глава 8. Ваши слова имеют силу.Во "Вступлении" было рекомендовано не выполнять к ..
- Часть II. Использование контакта.11. Помощь для решения более сложных жизненных ..
- Часть I. Фиаско сексуальной морали.Глава IV. Влияние консервативной сексуальной ..
- 4. Улучшение контакта с другой стороной.Билл поспешил. Он проходил учебный курс ..
Авторские книги
  Прайор К.
  Долохов В.
  Стивенс
  Цветков Э.
  Виктор Франкл
  Эрик Фромм
  Действовать
значит быть
  Вильгельм Райх
  Эрик Берн
  Фишер Р.
  Жмуров Д.
  Вадим Гурангов
  Курпатов
  Вильгельм Райх

При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU желательна, но не обязательна
Редакция:
^наверх