Навигация
  Главная
Авторы
  Адлер А.
  Ананьева Г.
  Альберти Р.
Эммонс М.
  Басун В.
  Бережкова Л.
  Бурн Ш.
Карнеги Д.
  Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей
  Как преодолеть чувство беспокойства
  Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично
  Депрессия
  Дэй Л.
  Дильтей В.
  Доброславович В.


Домой :: архив публикаций (июль - декабрь 2004)

Юрий Борисович Рюриков. Мед и яд любви. (Семья и любовь на сломе времен I)



Восемь характеров.Грани характера.

Круг Айзенка позволяет быстро увидеть контуры человека, каркас его темперамента, характера. Но он делит людей только на 4 темперамента, и это его уязвимое место. Чтобы узнать себя глубже, нужно более разветвленное деление на темпераменты и характеры.

Такое деление уже давно появилось во французско-голландской "характерологии" (так она называет себя). У нее две основы: во-первых, шкала характеров, которая взята у голландских психологов Хейманса и Вирсмы; во-вторых, подробное исследование каждого характера, детальное описание их совместимости вклад самих французов .

 Обо всем этом рассказано с французской живостью и голландско-немецкой обстоятельностью в капитальном труде Андре Ле Галла и Сюзанны Симон "Характеры и супружеское счастье". (Andre Le Gall et Susanne Simon. Les caracteres et le bonheur conjugal. Presses universitaires de France. Paris, 1964.) В этом труде характер и темперамент часто смешиваются между собой, не отделяются друг от друга: речь идет и о темпераменте, и об эмоциональной стороне характера сразу. Как мы помним, это только "часть" характера, а в характере есть и другие "части" воля, опыт, направленность души, интересов... Поэтому слово "характер" употребляется в этой главе в его "частичном" значении.

В начале века Хейманс и Вирсма изучили биографии 110 великих людей и исследовали характеры 5000 своих современников. Они выяснили, что у темперамента есть три первичные опоры: возбудимость человеческих ощущений сильная, слабая, средняя; живость, активность этих ощущений тоже сильная или слабая; и длительность ощущений, их быстротечность или долгота. (Как мы знаем, у темперамента есть и другие строительные кирпичики, но для бытовых нужд, для того, чтобы понять себя и своих близких, наверно, хватит и этого. К тому же, к этим трем главным измерениям здесь добавляются еще четыре подсобных, и это позволяет опознавать характеры более прицельно и тонко, без грубой упрощенности.)

 К сожалению, французско-голландская "характерология" отрывает психологический подход от нервного склада человека, от тех струн, на которых разыгрываются психологические ощущения. Такой отрыв отпечатался на всем их подходе, и поэтому я буду иногда подправлять его, переводить на язык современной психологии.

Что такое возбудимость? Это чуткость наших нервов, как бы их слух, способность ощущать "сигналы жизни" сильные, средние, слабые.

Возбудимый откликается на такие шорохи жизни, которых просто не ощущает невозбудимый, его нервы гораздо чувствительнее, и он получает от жизни куда более полноводные потоки впечатлений. Но возбудимость может и обогащать, и ослаблять человека: если она очень тонка, она перегружает его, грозит истощить ему нервы.

Невозбудимые как бы отгорожены от микроволн жизни, они получают от жизни меньше впечатлений, но зато они независимее от нее, защищеннее. Название "невозбудимые" условное, на самом деле это люди менее возбудимые, умеренно возбудимые.

Активность ощущений это живость, энергичность, с которой наши нервы откликаются на сигналы жизни. У одного человека они отвечают мощно, сильно, у другого средне, у третьего совсем слабо.

Долгота или краткость ощущений, длительность нервной реакции третья опора нервного склада, и она особенно важна в супружестве .

 Напоминаю, что слова "нервный склад", "нервы" и т. п. мои поправки к терминам французских психологов.

У одних людей нервный отклик краткий, энергия нервов разряжается быстро, и ощущения проходят тоже быстро. Такая мгновенность ощущений свойство детских чувств, и поэтому она, как сказал один французский психолог, "истинный Источник Юности". Но этот источник рождает и короткое терпение, и обманные эмоции, и нестойкость чувств...

Есть и люди с долгой нервной реакцией. Событие или впечатление рождает в их нервах долгое эхо, и отклик на события у них как бы удвоенный, он как бы проигрывается в их нервах еще и еще раз... У них все эмоции, все чувства-отклики "долгоиграющие" грусть, негодование, гнев, раздражение, радость, любопытство...

Долгочувствие мать верности, постоянства, но и стойкой злобы, враждебности, стойкой тяги к обману. Как считают французы, долгота ощущений самое таинственное измерение характера, самое удивляющее и беспокоящее...

Три этих кита характера сочетаются по-разному и создают восемь главных человеческих типов, восемь видов характера .

 Ниже, в разделе "Несовместимые люди или несовместимые недостатки?" дана анкета, из которой каждый может узнать, кто он.

1. Возбудимый, не активный, кратко ощущающий (В-нА-К) получил название нервического.

2. Возбудимый не активный долго ощущающий (В-нА-Д) это чувствительный.

3. Возбудимый активный краткий (В-А-К) это холерик.

4. Возбудимый активный долгий (В-А-Д) это пылкий.

5. Не возбудимый активный краткий (нВ-А-К) это сангвиник .

 Напоминаю: невозбудимый на самом деле менее возбудимый, маловозбудимый, а неактивный менее активный, с небольшой энергичностью ощущений.

6. Не возбудимый активный долгий (нВ-А-Д) флегматик.

7. Не возбудимый не активный краткий (нВ-нА-К) это беспечный.

8. Не возбудимый не активный долгий (нВ-нА-Д) это меланхолик.

Как видим, в эту классификацию вошли все четыре старых типа холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Но каждый из них как бы распочковался на два. Холерик (Возбудимый Активный Краткий) как бы получил себе в пару нервического (В-нА-К); сангвиник (нВ-А-К) беспечного (нВ-нА-К); флегматик (нВ-А-Д) пылкого (В-А-Д); меланхолик (нВ-нА-Д) чувствительного (В-нА-Д). В этих парах каждый из них отличается от другого лишь одним свойством то ли возбудимостью ощущений, то ли их активностью, то ли долготой.

Старые типы сузились, и многие, кто привык считать себя сангвиником, меланхоликом, холериком, флегматиком, теперь переходят в другой тип. Скажем, по старому делению в меланхолики попадали и те, кто относится к чувствительным, а то и к нервическим; к сангвиникам относились и нынешние беспечные и пылкие, к холерикам нервические и пылкие, к флегматикам и нынешние меланхолики...

Новое деление на типы стало гораздо более точным. А кроме того, у каждого из этих типов есть свои разновидности, они зависят от подсобных, дополнительных свойств человека. Таких свойств четыре: поле восприятий то есть широта охвата у наших ощущений, большая или маленькая; воинственность или миролюбие эмоций; мягкость или жесткость ощущений; их насытимость или ненасытность.

Поле восприятия похоже на поле зрения. А это поле бывает как бы широкоэкранное, когда взгляд охватывает пейзаж во всем его размахе, но без деталей, подробностей. И такая же широта поля бывает в психике; сквозь нее текут панорамные потоки впечатлений сплошные потоки, не разделенные на струи и течения.

Но поле восприятия бывает и прожекторным, узким. Оно охватывает меньше пространства, меньше вещей, но зато каждая такая вещь видна в нем ясно, в подробностях.

У человека-панорамы образное мышление, наглядное и цельное, преобладает над логическим, дробным; в нем главенствует правое полушарие.

Человек-перископ захватывает в каждое восприятие одну вещь или грань вещи, обособляет ее и собирает на ней все силы внимания. У него впечатления более узкие, но как бы "микроскопные", резко детальные. В союзе полушарий у него правит левое от этого восприятие делается как бы аналитическим, дробным, и, проигрывая в широте, оно выигрывает в глубине.

Панорамное восприятие, видимо, чаще бывает у художника (по Павлову), перископное у мыслителя. Можно предположить, что у мыслителя-художника поле восприятия шире, чем у мыслителя, но уже, чем у художника; зато он видит это поле рельефнее художника, улавливает в нем много деталей, хотя, наверно, меньше, чем мыслитель. К сожалению, такого сдвоенного типа у французских психологов нет, и это явный пробел в их подходе.

Воинственность или миролюбие ощущений, их тягу к преобладанию или к уступчивости французские психологи назвали отпечатком Марса или Венеры .

 Это понятие ввел известный психолог Гастон Берже.

Марс тяготеет к соревнованию, соперничеству, борьбе, он всегда готов воевать, отстаивать свои позиции. Ему легче поэтому навязать молчание, чем убедить.

Венера тяготеет к согласию, миру, уступчивости. Ее нетрудно убедить, она открыта чужим мыслям, может перенимать чужие позиции. (Очень много такой Венеры было в чеховской Душечке.)

Марс любит командовать, Венера действовать в лад. Марс резок, крут, ему неважно, как о нем думают другие. Венера примирительна, гибка, ей нужна симпатия, привязанность, одобрение. Марс любит риск, Венера спокойствие. Она, кроме того, любит, чтобы ее утешали и жалели, а Марс этого не терпит. Он тяготеет к независимости, не любит подчиняться.

Марс и Венера бывают и у мужчин, и у женщин, и каждый из них двояк, в каждом есть свои плюсы и минусы.

Еще одно измерение характера мягкость или жесткость ощущений. Это не оттенки характера или эмоций, а само их качество, как бы "материал", из которого они сделаны.

Мягкий ищет в людях и в жизни теплые стороны, и мягкость это окраска всей его манеры чувствования. Мягкие чаще всего невозбудимы или возбудимы ниже среднего; возбудимость ведет к взрывным ощущениям, а у мягких они умеренные, тихие. Они чаще встречаются среди сангвиников, флегматиков, меланхоликов, беспечных. Мягкий любит смягченные цвета, задумчивую музыку, спокойную и тихую атмосферу.

Твердость, жесткость ощущений это совсем не грубость или резкость в поведении: это черта не поведения, а. чувствований, нервных реакций. Эти чувствования как бы сделаны из твердого материала, они менее податливы, более крепки, чем у мягкого, у них больше силы, энергии. Твердые ощущения чаще бывают у возбудимых, и твердость нужна им, кроме всего прочего, и для того, чтобы сдерживать, тормозить вспышки своих возбуждений. Твердые чаще встречаются среди нервических, холериков, пылких, чувствительных.

Голод ощущений, их насытимость или ненасытность еще одно измерение характера, и оно показывает, много ли впечатлений нужно человеку, чтобы насытить свою эмоциональную жажду.

"Ненасытный", "жадный" может быть и активным, и не активным, хотя чаще он активен. Ненасытность чаще, хотя и не обязательно, бывает у возбудимых.

У ощущений насытимого нет такой голодности; сила их умереннее, и они насыщаются быстрее. Насытимые спокойнее, пассивнее ненасытных, у них меньше активность, тяга к переделке и улучшению близких, и их умеренность делает их уживчивее, хотя и тусклее.

Кое-какие из этих измерений темперамента и характера перекликаются с нынешними одни прямо, другие скрытно. Скажем, современные психологи считают, что возбудимость и активность нервов входят в число главных свойств нервного склада. А долгота ощущений, нервных реакций, видно, зависит от энергоемкости нервов.

Возможно, краткочувствие бывает у тех, у кого нервная клетка быстро истощает свой запас энергии. К ним, видимо, относятся люди резкого, а то и бурного выброса энергии холерики, сангвиники, а кроме того, очень чувствительные, очень возбудимые, у которых энергия расходуется беспрерывно нервические; к ним относятся и беспечные люди пассивного, тормозимого нервного склада.

Долгочувствие бывает у тех, кто менее возбудим, расходует энергию редкими порциями, или у тех, кто тратит энергию не бурными всплесками, а ровным, непрерывно моросящим потоком. К ним относятся меланхолики, флегматики, чувствительные, пылкие.

Голод, аппетит ощущений тоже, видимо, зависит от энергоемкости нервов. Возможно, этот аппетит больше у тех, кто вырабатывает много нервной энергии или не тратит ее по мелочам, то есть у средне или маловозбудимых, у людей с управляемой возбудимостью. Если это так, то ненасытные чаще встречаются среди чувствительных, пылких, флегматиков, сангвиников; среди них, конечно, есть и насытимые, но, пожалуй, ненасытных больше.

Зато насытимые, с меньшим аппетитом нервов, наверно, чаще встречаются у возбудимых кратких, причем очень возбудимых, очень чувствительных и у тех невозбудимых, у которых очень тормозимые нервы. Это холерик, нервический и меланхолик, беспечный; среди них, конечно, есть и ненасытные, но их, очевидно, меньше.Несовместимые люди или несовместимые недостатки?

Итак, у нас есть 3 главных измерения характера и 4 подсобных. В их подборе, конечно, есть уязвимые места: очень важные опорные свойства нервов сюда не вошли (скажем, торможение, да и другие первичные черты нервной системы, открытые отечественными психологами); кое-какие дополнительные измерения почти дублируют друг друга (скажем, "Марс" и "Венера" это почти близнец мягкости или твердости ощущений, вернее, перевод этой мягкости-твердости в область действия, поведения).

Но и эта несовершенная "линейка характеров", это уязвимое мерило типов может хорошо помогать в обиходе.

"У нас с мужем в общем хорошие отношения, но мы часто ссоримся, особенно из-за воспитания детей. Он хороший человек, но сложный и чересчур требовательный. Обо всем хочет иметь свое мнение, старается всех улучшить, и себя, и меня, и детей.

В этом у нас бывают частые и очень болезненные расхождения. Он слишком жестко гнет свою линию, не жалеет себя и нас, чтобы нам, как он говорит, было лучше. Делает хуже, чтобы было лучше! И я вынуждена все время обороняться от него, отстаивать свой покой, детей. Стычки у нас все чаще, копится недовольство друг другом, меня меньше влечет к нему, его ко мне. Дошло до того, что я чувствую себя спокойной, только когда он на работе или в командировке. Когда он дома, мы всегда можем столкнуться, как кремень с огнивом.

Он хороший человек, но не гибкий, я тоже неплохая, только усталая, нервы сдают. А если говорить честно, в последние годы оба становимся хуже, и мне кажется, что это мы сами ухудшаем друг друга.

Может быть, у нас одинаковые недостатки? Он упорный, я упрямая, и получается коса на камень. Все чаще думаю: а не это ли называется "не сошлись характерами?" И может быть, из-за этого нам суждено все больше портить себе жизнь и ухудшать друг друга?

Два раза предлагала ему разойтись, а он возмущался. Я, говорит, тебя люблю и наши характеры сходятся, все дело в твоем упрямстве и неуступчивости. Возможно ли установить, сходятся или не сходятся наши характеры?" (Злата О., Ленинград, февраль, 1982.)

Чтобы выяснить это, Злата О. и ее муж заполнили анкету французских психологов. Если следить за их ответами (они приведены на следующих страницах), можно увидеть, как из этих ответов шаг за шагом складывается рельеф их характеров.

Два предварительных замечания. Анкета выясняет, как именно развиты в человеке эмоциональные устои его характера; она измеряет их по 10-балльной шкале, но на главные устои идет по 10 вопросов, на добавочные по 5.

Всего в анкете 50 вопросов, и на каждый три варианта ответа: они выясняют, сильно, средне или слабо развита в вас каждая черта. Думая над ответом, сначала решайте, какой из трех вариантов выбрать, а потом какой цифрой выразить свой ответ: той, что намечена в анкете, или другой. В анкете баллы поставлены приблизительно, но они более или менее верно позволяют уловить, как развиты ваши черты.

Как расшифровывают анкету? Сначала надо ответить на все вопросы, а потом начинать подсчет. Делается это просто. Надо сложить между собой все цифры, которые мы поставили, отвечая на вопросы: их по 10 на каждую основную черту характера и по 5 на добавочную. Число, которое получится, надо разделить на 10 (для основных черт) или на 5 (для добавочных) выйдет сила развития каждой черты, ее степень. Скажем, ваша возбудимость дает среднюю цифру 7 это явно возбудимый характер. А активность у вас стоит на уровне 3 получается не активный склад характера.

Так все черты характера в их цифровом выражении складываются в своего рода "формулу характера". Она, конечно, приблизительна, потому что далеко не всегда мы можем точно ответить на вопросы анкеты. Среди них есть трудные, и люди, которые не привыкли к самоанализу, могут завышать какие-то свои свойства, занижать другие. А точность (хотя бы примерная) тут очень важна, потому и отвечать на вопросы надо бы, ничего не стараясь украсить или ухудшить.

Речь идет не о наших достоинствах и недостатках, хотя формулировки некоторых вопросов могут ввести в заблуждение. Речь идет именно о чертах нервного склада и характера, которые проявляются в поведении; а эти черты могут быть в одних условиях достоинством, в другом недостатком.Анкета. Какой у вас характер?

 

Баллы
Степень развития черт характера
  
жена
муж
I. Возбудимость1. Вздрагиваете ли вы, или бьется ли у вас сердце от внезапного шума? Очень ли вы восприимчивы? Волнуетесь ли перед начальством, перед обычными даже не очень конфликтными событиями?
9
9
7
Средне волнуетесь и только перед необычным, сильным событием?
5
   Почти всегда сдержанны, в любых условиях?
1
  2. Начинаете ли вы нервничать (или раздражаться), как только вам кажется, что вас задевают, досаждают?
9
9
7
Или только серьезные трудности, нелады нервируют вас?
5
   Или вы остаетесь спокойны почти всегда?
1
  3. Очень ли изменчиво ваше настроение?
9
9
4
Или более-менее стойко?
5
   Или очень стойко?
1
  4. Легко ли вы впадаете в гнев?
9
9
5
Или только от крупных причин?
5
   Или всегда невозмутимы?
1
  5. Волнуетесь ли вы перед началом нового дела? Перед визитом к врачу? Чувствуете ли при этом боязнь, хотя бы легкую?
9
9
5
Или только от крупных причин?
5
   Или не волнуетесь совсем?
1
  6. Сильно ли трогают вас трагические сцены в кино, в театре?
9
5
5
Справляетесь ли вы с этой эмоцией?
5
   Или это мало трогает вас?
1
  7. Часто ли вы восторгаетесь?
9
5
5
Или очень редко?
1
   Или только от крупных причин?
5
  8. Легко ли вы проявляете свои чувства? Бурно ли реагируете, откликаетесь на события? Часто ли употребляете слова вроде "неслыханно, ошеломительно, потрясающе"?
9
5
5
Или все это бывает не часто, в каких-то приметных случаях?
5
   Или это случается крайне редко?
1
  9. Легко ли вы краснеете или бледнеете?
9
5
5
Или никогда?
1
   Или только в особых случаях?
5
  10. Подвержены ли вы опасениям, тревогам, страхам (даже если умеете совладать с ними)?
9
9
8
Или нет?
1
   Или только в необычных, драматических случаях?
5
  Сумма всех баллов, деленная на 10, равна степени возбудимости характера. 
7,5
5,6


1) Жена выбрала цифру 9, а муж 7. Значит, на нее почти всегда неприятно действует неожиданный шум, вообще неожиданности. Муж волнуется реже, но выше среднего (среднее 5 баллов).

2) Начинается заметная разница в их настроениях, ощущениях. Ее настроение очень изменчиво (9), и это заставляет заподозрить, что она из краткоощущающих. То, что она легко впадает в гнев и в волнение (и тут и там 9), подтверждает ее ответ на предыдущие вопросы. Муж волнуется гораздо меньше, его настроения куда устойчивее, и, наверно, он относится к долгоощущающим. Впрочем, немного погодя мы увидим, так ли это.

3) Начинается серия одинаковых ответов. Обычно более возбудимый должен и здесь давать более высокие цифры. Но вполне возможно, что жена приучила себя к сдержанности, создала себе привычные тормоза на кое-какие эмоции. А может быть, так проявляется защитное приглушение чувствований, которое так часто бывает у современного человека.

Оба они возбудимы, но у мужа возбудимость средняя, умеренная, а у жены сильная, высокая.



II. Активность ощущений 
Баллы
Степень развития черт характера
жена
муж
1. Всегда ли вам хочется после работы делать другие дела?
9
5
8
Или никогда?
1
   Или иногда хочется, иногда нет?
5
  2. Делаете ли вы свою работу с охотой, увлечением?
9
5
8
Или только по долгу?
1
   Или наполовину по долгу, наполовину с охотой?
5
  3. Склонны ли вы делать всю тяжелую работу сразу, и прежде всего?
9
5
9
Или откладываете ее?
1
   Или делаете, но с усталостью, нехотя?
5
  4. Раззадоривают ли вас препятствия?
9
2
6
Или охлаждают, отталкивают от дела?
1
   Или отчасти раззадоривают, отчасти охлаждают?
5
  5. Быстро ли вы находите выход из неприятных положений (опоздание на поезд, какое-нибудь повреждение, авария, упущение)? Считают ли вас находчивым?
9
2
8
Или будучи опытным и умелым в своем деле, вы все-таки приходите в замешательство?
1
   Или что-то среднее между тем и другим?
5
  6. Если при вас идет спор или ссора, сильно ли вам хочется вмешаться?
9
1
5
Или вы наблюдаете со стороны, а то и уходите?
1
   Или более-менее легко справляетесь с желанием вмешаться?
5
  7. Если перед вами новая и сложная задача, но день будет трудный и напряженный, довольны ли вы в глубине души?
9
5
8
Или в глубине души беспокоитесь, не очень довольны?
1
   Или решаете эту задачу, но с долей огорчения?
5
  8. Особенно ли цените вы в людях их пыл в работе?
9
5
8
Или не задумывались над этим?
1
   Или для вас это обычное свойство, не лучше других?
5
  9. С удовольствием ли вы встаете?
9
1
5
Или любите поваляться?
1
   Или день так, день эдак?
5
  10. Любите ли вы больше всего книги и фильмы, где есть действие?
9
5
5
Или спокойное, приятное повествование?
1
   Или и то, и другое?
5
  Общая сумма баллов, деленная на 10, равна степени активности характера 
3,6
7


1) Как видим, у жены среднее влечение к делам, к работе, у мужа высокое. Это может зависеть и от активности их ощущений, а может, и от самой работы: мужу его работа может очень нравиться, жене нет. Впрочем, в первой тройке вопросов только один касается профессий, а остальные измеряют просто аппетит к делу. То, что ответы на вопросы у каждого из них близки, позволяет предположить, что они верно говорят о степени своей активности.

2) Разница в их активности с этого вопроса начинает все больше нарастать. Активность промеряется здесь по самым разным и самым типичным положениям, и это дает верную ее картину.

Жена, таким образом, не активная по характеру нА (3,6), муж активен выше среднего А (7) (но не сверхактивен, как можно бы понять из ее письма). Здесь у их эмоционального отношения к жизни, у их мироощущения есть заметная разница. Но эта разница двояка: она может быть и камнем преткновения, и соединительным мостиком; она может отдалять людей, но с такой же силой может и сближать их по закону дополнения. Все зависит здесь от того, что правит их отношениями тяга к ладу, сближению или к разладу, отдалению.



III. Длительность ощущений Баллы
Степень развития черт характера
жена
муж
1. Тяготеете ли вы к отдаленным целям: мыслям о вашей жизни в будущем, о будущем ваших близких, детей?
9
2
8
Или вас больше влекут быстрые результаты сегодня, завтра?
1
   Или то одно, то другое по обстоятельствам?
5
  2. С трудом ли вы примиряетесь после обиды?
9
5
3
Или легко?
1
   Или спустя какое-то время?
5
  3. Придерживаетесь ли вы своих принципов в любых условиях?
9
3
6
Или действуете, применяясь к обстоятельствам?
1
   Или пытаетесь согласовать принципы с обстоятельствами?
5
  4. Планируете ли вы жизнь? Есть ли у вас более или менее точный график жизни?
9
1
7
Или он вам не нужен?
1
   Или среднее между тем и другим?
5
  5. Сильно ли вы любите старые воспоминания, привычки, предпочитаете ли все тот же город, дом, жилище, тот же отдых?
9
5
6
Или больше любите новшества, неожиданности, перемены?
1
   Или то и другое по очереди?
5
  6. Очень ли вы постоянны в дружбе, в симпатиях, верны ли друзьям детства?
9
3
9
Или остываете к друзьям спустя какое-то время?
1
   Или среднее между тем и другим?
5
  7. Привязаны ли вы к своим вещам? К их расположению в доме?
9
5
8
Или любите менять их расстановку, менять внутренний вид жилья, велосипед, и т. п.?
1
   Или среднее между тем и другим?
5
  8. Что вас интересует больше всего в новом аппарате, машине, приборе их принцип действия, назначение, механизм?
9
1
5
Или они интересны вам только сами по себе?
1
   Или то и другое вместе?
5
  9. Придерживаетесь ли вы только своих взглядов, традиций?
9
5
5
Или открыты еще и взглядам других, и новым традициям?
5
   Или больше тяготеете к новым модам, влияниям?
1
  10. После сильного переживания, печали с трудом ли вы утешаетесь, долго ли не можете жить обычной жизнью?
9
6
7
Или быстро возвращаетесь к обычной жизни, обычному самочувствию?
1
   Или среднее между тем и другим?
5
  Сумма баллов, деленная на 10, равна степени долготы чувствований. 
3,5
6,4


1) Как видим, предположение, что у жены более короткие ощущения, а у мужа более долгие, сбывается.

2) Обратите внимание: муж чаще ставит свою цифру, которая отличается от типовой. Это может быть и чисто мужское стремление к точности, а может говорить и о том, что у него более узкое поле восприятий, чем у жены, и от этого более сильная тяга к аналитической точности (может быть, даже до педантизма).

Жена относится к людям кратких, быстрых ощущений, причем средних по краткости К (3,5); муж к людям долгих ощущений, тоже средних Д (6,4). И эта разница в самом строении ощущений опять-таки может и обогащать их, дополнять, но может и ставить между ними барьеры непонимания.



IV. Широта поля восприятий Баллы
Степень развития черт характера
жена
муж
1. Когда вы работаете (или пишете письма), нужна ли вам полная тишина и покой?
1
5
1
Или вы легко можете разговаривать в это время?
9
   Или, хотя посторонние звуки вам мешают, работать, писать письма, вы можете?
5
  2. Предпочитаете ли вы неопределенное, туманное, общее?
9
9
1
Сильно ли тяготеете к точности, ясности, определенности?
1
   Или, в зависимости от области жизни, то к тому, то к другому?
5
  3. Чтобы понять какой-то вопрос, разобраться в какой-нибудь машине и т. п., достаточно ли вам общих объяснений, которые вы быстро схватываете?
9
5
4
Или нужны детальные указания, которые вы усваиваете шаг за шагом?
1
   Или то одно, то другое, в зависимости от вопроса?
5
  4. Становится ли для вас работа неинтересной, когда главное сделано, а остается только "отделка"?
9
9
5
Или она интересна вам до последних деталей?
1
   Или вы стоите между этими полюсами?
5
  5. Считаете ли вы, что главное это успех дела, независимо от правил и инструкций?
9
5
5
Или для вас правила это закон?
1
   Или, по-вашему, правила надо уважать, но не чересчур, и смягчать, если надо?
5
  Сумма баллов, деленная на 5, равна широте поля восприятий. 
6,5
3,3




У жены поле восприятий широкое, среднее по широте Ш (6,5), у мужа узкое, среднее по узости У (3,3). У жены перевес образного, чувственного подхода к жизни, у мужа перевес логического, аналитического подхода. Эти подходы тоже могут дополнять друг друга и обогащать их как пару, а могут и вести к разногласиям, непониманию. Все зависит от того, кто больше правит их отношениями Марс или Венера.



V. Марс (тяга к самоутверждению, соперничеству) или Венера (тяга к согласию)  
Баллы
Степень развития черт характера
жена
муж
1. Если вот-вот вспыхнет конфликт (или чересчур острый спор) с вашим участием, хочется ли вам сразу вступить в него?
9
8
8
Или хочется уступить (хотя бы с виду)?
1
   Или это зависит у вас от настроения?
5
  2. Вы действуете или говорите, не заботясь, "что об этом скажут"?
9
8
3
Или предпочитаете быть хорошим со всеми?
1
   Или выбираете средний путь?
5
  3. Недоверчивы ли вы к другим людям?
9
8
2
Или доверчивы?
1
   Или то и другое, по обстоятельствам?
5
  4. Уверены ли вы в себе, в своих решениях?
9
5
9
Или, прежде чем решить что-то, вам нужно чужое одобрение?
1
   Или то и другое в зависимости от условий?
5
  5. Если вы кого-то не любите, легко ли вам похвалить его, быть с ним любезным?
1
9
5
Или вы не способны на это?
9
   Или у вас средняя линия поведения?
5
  Сумма баллов, деленная на 5, равна степени воинственности или миролюбия чувствований. 
7,6
5,4




И жена, и муж Марсы, у обоих тяга к самоутверждению пересиливает тягу к согласию. Причем у мужа Марс средний (5,4), для мужчин в общем-то очень умеренный. У жены Марс высокий (7,6), слишком высокий для женщины.

Впрочем, в действии, на деле сила этих черт всегда меняется, всегда зависит от других черт характера. Активность ощущений у мужа должна увеличивать его Марс, неактивность у жены должна ослаблять ее Марс. Влияют на Марс и все другие дополнительные свойства.



VI. Мягкость или твердость ощущений 
Баллы
Степень развития черт характера
жена
муж
1. Сильно ли вы любите детей? Любите ли играть с ними, целовать их?
9
2
8
Или дети раздражают вас?
1
   Или вы любите их, но на расстоянии?
5
  2. Если вы привязаны к человеку, тянет ли вас выражать это нежными словами?
9
4
8
Или больше действиями, а нежные слова кажутся вам "слащавыми"?
1
   Или иногда первое, иногда второе?
5
  3. Любите ли вы теплый воздух, мягкий свет, нежную музыку?
9
8
5
Или предпочитаете, чтобы все вокруг и свет, и погода, и обстановка было ясным, резким, бодрящим?
1
   Или и то и другое, по обстоятельствам?
5
  4. Любите ли вы ласку, физическую и моральную, даете ли и получаете ее с удовольствием?
9
5
9
Или это кажется вам ненужным, может быть, даже немного неприятным?
1
   Или это нравится вам, но умеренно?
5
  5. Любите ли вы животных, беспокоитесь ли о том, что они чувствуют?
9
1
5
Или, не делая им зла, вы к ним равнодушны?
1
   Или у вас среднее отношение к ним?
5
  Сумма, баллов, деленная на 5, равна степени мягкости ощущений. 
4
7




У жены ощущения твердые, жестковатые, ее мироощущению не хватает мягкости, ее эмоциям недостает глубинной женственности, теплоты. Это усиливает ее Марс, побуждает его чаще вступать в действие. Видимо, недостаточная для женщины мягкость ощущений, повышенная их жесткость это и есть одна из причин, по которой ее Марс так высок.

Твердость ощущений это чаще мужское свойство, и, когда оно есть у женщины, ей стоит смягчать его, сдерживать сознательными усилиями. Но главное развивать свои мягкие, ласковые, нежные ощущения их обычно дает любовь, счастливое материнство, особенно юное, с маленькими детьми. Мягкость или жесткость ощущений отчасти врожденна, отчасти воспитываема, и ее можно, видимо, хотя бы отчасти менять.

У мужа эмоции мягки, причем мягкость их выше средней, почти высокая (7), и это причина того, почему его Марс невелик. Мягкость ощущений помогает уживчивости, и возможно, что сниженный Марс мужа создает меньше конфликтов, чем повышенный Марс жены.

Впрочем, речь идет сейчас не о поведении мужа, а только об одной черте его характера. Поведением движут и другие пружины, и, возможно, они делают его поведение более конфликтным, раздорным.



VII. Аппетит ощущений, их насытимость или ненасытность 
Баллы
Степень развития черт характера
жена
муж
1. Честолюбивы ли вы? Очень ли хотите улучшить свое положение, или увеличить имущество, или повысить влияние на других?
9
3
5
Или считаете, что все это не очень важно?
1
   Или что-то среднее?
5
  2. Ревнивы ли вы в привязанностях, в дружбе?
9
2
8
Или ревность незнакома вам?
1
   Или вы испытываете ее, но редко?
5
  3. Охотно ли вы ухватываетесь за возможность заявить о своих правах, достижениях?
9
2
7
Или предпочитаете ждать, когда другие сами отдадут вам должное?
1
   Или вы отстаиваете себя, но не очень настойчиво?
5
  4. Сильно ли занимают вас ваши успехи (в спорте, в делах, в любимом занятии, в жизни вообще)?
9
5
8
Или это не волнует вас?
1
   Или заботы об успехах есть, но кажутся не самыми главными?
5
  5. Вскипаете ли вы пусть немного, когда покушаются на ваши ценности духовные или физические?
9
5
3
Или легко жертвуете частью этих ценностей?
1
   Или у вас средняя линия?
5
  Сумма баллов, деленная на 5, равна степени насытимости (ненасытности) нервных процессов.  
3,4
7,2


*) Выше 5 баллов ненасытность, ниже насытимость.

У мужа ненасытность ощущений гораздо выше средней, почти высокая (7,2), и это усиливает и плюсы, и минусы его характера. Сплав с повышенной активностью (7) может увеличивать его упорство, о котором писала жена, может делать из его настойчивости бульдожью хватку. Марс от этого очень усиливается, и это тоже "вклад в разлад".

У жены ощущения насыщаются легче, и это ослабляет, смягчает ее минусы, но и плюсы тоже. Видимо, быстрая насытимость как-то связана с краткочувствием. Возможно, ощущения коротки от того, что быстро насыщаются, но может быть, и наоборот: они быстро насыщаются потому, что коротки. Во всяком случае, ее Марс от этого проявляет себя меньше."Формула характера". Как влияют друг на друга его устои.

Чтобы собрать в картину все эти штрихи, их надо свести в "формулу характера".

Ощущения у жены возбудимые, не активные, краткие: это нервический характер. У нее широкое поле восприятия, высокий Марс, ее ощущения жестки и быстро насыщаются. (Ее формула: В 7,5 нА 3,4 К 3,4; широта поля 6,5; Марс 7,6; твердость ощущений 4; насытимость 3,4.)

У мужа ощущения возбудимые, активные, долгие: это характер пылкий. У него узкое поле восприятия, невысокий Марс, ощущения мягкие и ненасытные. (Его формула: В 5,6 А 7 Д 6,5; узость поля 3,4; Марс 5,4; мягкость ощущений 7; ненасытность 7,2.)

Все устои характера живут у людей в сплаве между собой, все они усиливают или ослабляют друг друга, и их надо всегда соразмерять друг с другом.

Сильно влияет на характер самая неясная из его черт долгота или краткость ощущений. У нервического и у холерика ощущения краткие, и это резко усиливает их возбудимость. А долгота ощущений, наоборот, снижает возбудимость: поэтому у пылкого и у чувствительного людей долгих ощущений возбудимость понижена.

Злата О. очень возбудима, и значит, очень чувствительна, уязвима. Ее ранимость, видимо, усиливают ее сдавшие нервы, о которых она говорит в письме: они как бы удваивают нормальную возбудимость, добавляют к ней еще и болезненную возбудимость. И наверно, в отношениях с ней близких (детей, мужа) нужна повышенная лечебная бережность. Но и ей надо бы заняться своими нервами: обычно они очень отравляют жизнь и самого человека, и его близких.

(Практический совет: читая эти главы, многим из нас стоило бы примерить к себе рассказ о том, как влияют на характер слабые стороны нервического темперамента его ранимость и раздражительность, короткое терпение и избыток тягостных эмоций. Все это не только врожденные дары "нервной природы", но и приобретенные дары расшатанных нервов.

Нервность как бы встраивает во многих людей пружины чужого темперамента делает большинство из нас отчасти нервическими. И потому понять слабые стороны нервического темперамента значит понять и себя, понять те чуждые себе двигатели, которые вселяет в человека нервность.)

У мужа это обычно бывает у пылких долгота ощущений уменьшает возбудимость, и от этого ему легче справляться со своими недостатками.

Похоже влияет долгота и краткость ощущений и на людей невозбудимых . Краткость ощущений добавляет возбудимости сангвинику и беспечному, делает их полувозбудимыми.

 Мы уже условливались, что невозбудимость это на самом деле небольшая возбудимость.

А долгота ощущений убавляет возбудимость у флегматика и меланхолика, делает их еще менее возбудимыми.

Активность, энергичность ощущений усиливает все активные, деятельные точки характера долгочувствие, узость восприятий, Марс, твердость эмоций, их ненасытность. Неактивность, наоборот, смягчает их, уменьшает.

Активность эмоций у мужа делает более опасным его Марс, сужает поле его восприятий, увеличивает долгочувствие и ненасытность его ощущений то есть усиливает все нервные основы его упорства.

Неактивность ощущений у жены снижает вред ее Марса, притупляет острые углы ее характера.

Широта восприятий (а у нее они широкие) смягчает характер, снижает напряжение в нем. Узость восприятий, наоборот, заостряет склад характера, делает его более жестким: так, видимо, происходит у мужа.

Примерно так же действуют на характеры Венера и Марс, мягкость и твердость ощущений, насытимость и ненасытность эмоций.

Венера, мягкость и насытимость ощущений смягчают острые углы характера, делают умеренными его главные опоры. Ненасытность ощущений, их твердость, Марс напрягают конструкции характера, делают их жесткими, развивают в них острые углы.

У жены, как мы помним, ощущения быстро насытимые, и это смягчает ее характер. Зато ее сильный Марс и твердые эмоции усиливают минусы ее характера, неуживчивость поведения.

У него Марс в общем слаб (5,4), и, значит, в эмоциях и в поступках есть немало места для Венеры (4,6) гораздо больше, чем у нее. Его Венере помогает и мягкость его ощущений, она тоже смягчает его резкие струны.

Но ненасытность его ощущений больше, видимо, помогает его Марсу, чем Венере, и это тоже заостряет грани его характера.

В характере у каждого из них есть струны, которые звучат в согласии друг с другом, а есть в несогласии, разнобое. У жены возбудимость, краткость и неактивность ощущений действуют в союзе с широким полем восприятия и с легкой насыщаемостью ее чувств. Они создают потоки мирных эмоций, яркую игру ощущений, рождают переливы радужных чувств.

Но неактивность ее ощущений враждует с их возбудимостью: ощущение часто не выливается в действие, не находит себе выхода и замыкается в себе, рождает множество "неотреагированных", не вышедших наружу эмоциональных вспышек.

Такой разлад между возбудимостью ощущений и их неактивностью пронизывает само ядро характера, так как это разлад между главными измерениями характера. От него заметно страдают нервические и чувствительные, у которых этот разлад заложен в основы нервного устройства.

У Златы О. в этот конфликт вклинивается ее Марс, которому помогает твердость ее ощущений: они усиливают ее воинственные эмоции, обостряют в ней борьбу двух лагерей.

Ее характер, видимо, полон таких эмоциональных противоречий, и ей стоило бы всеми силами помогать своему "лагерю мира" (главному в ней) умиротворять, вводить в берега лагерь Марса, который выхлестнулся из русла.

Характер мужа, видимо, менее противоречив. Его главные моторы (возбудимость, активность, долгочувствие) работают дружно, без разладов, и это рождает потоки жизнетворных, жизнерадостных чувств. Им способствует и мягкость его ощущений, и слабый Марс, который помогает им тем, что мало мешает и дает дорогу Венере. В том же ключе могут действовать и узкое поле ощущений, и их ненасытимость, но только когда их ведет Венера.

Когда узость поля в союзе с ненасытностью ощущений попадает под знамя Марса, они вносят в характер разлад и противоборство. Активность ощущений тоже переходит тогда на их сторону, и быстро разрастаются струны враждебности, воинского напора, тарана. Возможно, так это и происходит в муже Златы О.

Но его характер цельнее, и ему легче собрать его воедино, поставить под знамя согласия. Ее характер раздробленнее, в нем больше, чем у него, действуют силы разбегания, и ей труднее собрать себя, сладить между собой раздружившиеся струны души.Кто такие синтоны и дистоны.

Характер это всегда равнодействие всех его устоев, их результирующая. Главное в нем согласие или несогласие этих устоев между собой, их лад или разлад; от него зависит весь характер человека, все его отношение к жизни и к себе эмоциональное приятие, полуприятие, неприятие.

Сочетание "мирных" свойств несет в себе гармонию, сочетание "военных" напряженность, разлады с собой, с другими людьми. Такие сочетания создают как бы тон, окраску, манеру, в которой наши эмоции относятся к жизни: тягу этих эмоций к жизни или отстраненность от нее, подспудный лад с ней или разлад.

Психолог Роже Мукьелли предложил добавить к измерениям характера еще одно "Юпитер-Сатурн", "открытость замкнутость". (Юпитер у греков Зевс был очень открыт и общителен, а его отец Сатурн у греков Крон, Хронос замкнут.) Но, по мнению других психологов, открытость или закрытость это не особое измерение характера, а его стержень, вывод из всех частных измерений.

Это и есть эмоциональный тон характера, результирующая всех его черт. Психологи, как уже говорилось, называют этот тон "синтония" "созвучие", или "дистония" "разнозвучие" с жизнью. Юпитер, открытость это синтония, эмоциональное согласие с собой и с миром, а Сатурн, замкнутость дистония, разлады с собой и с жизнью .

 Можно усомниться, нужны ли эти новые термины. Ведь синтон, созвучный это в общем-то экстраверт, внецентрист, а дистон интроверт, внутрицентрист. Верно, тут есть сходство, но есть и разница. Одни термины (интроверт, экстраверт) говорят о том, куда больше обращено подсознание человека в себя или наружу. Другие (синтон, дистон) о согласии или разладе человека с собой и с миром. И именно это согласие или разногласие и рождает в людях их экстра или интровертность. Это как бы разные стороны одной медали, как бы корни и ствол одного дерева.

Среди созвучных, синтонов, есть полные и неполные. У полных царит двойное согласие с собой и с миром: черты их характера, во-первых, согласуются между собой, а во-вторых, они настроены на согласие с миром. Таких людей называют сверхсинтонами, сверхунисонными. Это чемпионы уживчивости, и совместимость с ними может быть самой полной, самой глубокой.

Но, к сожалению, их мало, они встречаются редко. Гораздо больше среди нас просто синтонов, созвучных: у них гармония не двойная, а половинная внешняя или внутренняя: она или преобладает внутри характера, или правит их эмоциональным отношением к жизни.

Синтонами часто бывают сангвиники, а также беспечные (среди них, например, был знаменитый французский баснописец Лафонтен). Если их ощущения мягки и быстро насытимы, тогда их тяга к гармонии усиливается. Если они из Венер, да еще с широким полем восприятий, они становятся сверхсинтонами.

Но если в них берет верх Марс и у них узкое поле восприятий, то их открытость, созвучность будет умеренной.

Среди несозвучных дистонов (то есть среди интровертов, обращенных в себя) тоже есть двойные и обычные. У сверхдистонов двойной эмоциональный разлад: и внутри себя, и между собой и миром. У простых дистонов разлад или внутри себя, или между собой и миром.

Несозвучие, необщительность усиливается, если у человека твердые и ненасытные ощущения. А если он, кроме того, еще и Марс с узким полем восприятия, то он может стать двойным дистоном. Но если он Венера (или Марс, но с широким полем), если у него мягкие ощущения, тогда его разлад с собой и со средой меньше, мягче.

Таким образом, человека-Сатурна, "несозвучного", рождает разлад между возбудимостью и неактивностью ощущений, а также узкое поле восприятий, твердость эмоций, их ненасытность и воинственность. А человека-Юпитера, созвучного и общительного, рождает гармония возбудимости и активности ощущений, среднее или широкое поле ощущений, а также их мягкость, насытимость и уступчивость.

Современный человек, как никогда, полон эмоциональных разладов и с новыми условиями жизни, и с собой. Пожалуй, сегодня среди нас больше всего или дистонов, несозвучных, или людей-гибридов, сплавов созвучного и несозвучного. Такие люди и согласны, и разногласны с собой и с жизнью, два эти настроя перемешиваются в них и создают двоякое эмоциональное отношение к себе и к миру. Это как бы "синто-дистоны", "двутонные" и их ощущениями правят две полярные силы то попеременно, то вместе.

Среди младенцев, малышей, детей большинство созвучных, но с каждой ступенькой возраста это большинство становится на ступень меньше. В подростках происходит как бы взрыв "разнозвучия", дистонии, в большинство из них вторгается разлад с собой и с жизнью. У одних этот разлад мельче, неопаснее, у других глубже, больнее, но повальная эпидемия "разнозвучия", дистонии это детская болезнь характера, вернее, болезнь расставания с детством, душевного взросления.

В юности кризис дистонного разлада может пройти, но струны дистонии остаются, видимо, в большинстве людей. В созвучных (синтонах, экстравертах) их меньше, и они звучат редко, в "синто-дистонах" (бивертах, двуцентристах) их больше, и они звучат часто, в дистонах (несозвучных, интровертах) очень часто.

Главный породитель дистонии это наши разлады с собой, и чем они больше, чем хуже человек относится к себе, тем хуже делается и его эмоциональное отношение к жизни, к окружающим.

Чем больше во взрослом человеке самоуважения, тем светлее его ощущение жизни, его эмоциональное отношение к окружающим. Чем меньше в человеке самоуважения, тем темнее, ухудшительнее эмоциональные призмы, сквозь которые он видит и себя, и окружающих. Сегодня эти темные призмы есть, наверно, в большинстве людей: нынешняя повальная нервозность резко портит наше душевное самоощущение, вселяет в нас червоточину неполноценности вживляет в душу пружины дистонии.

Но вернемся еще раз к анкете. Черты дистона, судя по всему, есть и в жене, и в муже. В жене их больше, и они таятся не только в ее нервах, но и в самой сердцевине ее характера. Их рождает, как мы помним, неактивность ее эмоций: она не ладит с их возбудимостью, не дает изливаться наружу, выветриваться ее тягостным эмоциям.

Разладам в ней помогает и ее Марс, и твердость ее ощущений. Воинственность этих ощущений обращается и против нее самой: она может резко, жестко осуждать себя, и это еще больше усиливает в ней биение струн разлада. Это касается, видимо, всех характеров на всех нас похоже действует активность или неактивность ощущений, миролюбие или воинственность эмоций, согласие или несогласие струн характера.

У мужа дистонные струны залегают не так глубоко. У пылких основные пружины характера сгармонированы лучше, чем у нервических. Активность ощущений позволяет им выводить наружу тягостные эмоции, избывать их. Правда, долгочувствие и узкое поле восприятий усиливают эти тягостные эмоции тут и лежит главный источник его дистонии.

А когда долгочувствием и узостью восприятий правит Марс, его внутренние разлады разрастаются и струны дистонии звенят громко. В таких случаях активность и ненасытность ощущений обращается у пылкого против себя и близких, и он становится очень опасным, очень неуживчивым.

У мужа, видимо, этого пока не случилось. Он, судя по всему, "синто-дистон", "созвучно-разладный", причем с перевесом струн согласия. В его отношении к себе эти струны заметно преобладают тут он куда больше синтон, чем дистон. Струны разлада громче звучат в его отношении к жизни, к другим людям, но и тут они не пересиливают струн согласия.

Это видно по многим его ответам на анкету: и по тому, что гнев бывает у него только от крупных причин, и по тому, что он более или менее легко мирится с людьми после обиды, а главное по тому, что он постоянен в дружбе, в симпатиях, доверчив к людям, любит детей, ласку.

Судя по всему, дистония у мужа, его разладность это часть его активного стремления улучшать жизнь, людей, себя. На струнах его дистонии чаще, видимо, разыгрывается созидательная, строительная музыка. Правда, судя по письму жены, он часто идет здесь напролом, "делает хуже, чтобы было лучше".

Тогда его созидательные по своей цели поступки делаются разрушительными они не улучшают близких, а ухудшают их, портят отношения, характеры. Муж не умеет находить добрые ключи к своим близким, а жесткие, силовые ключи (голос Марса, воинственности) тут же порождают в близких сопротивление, будят в них своих Марсов.

Это, кстати, касается всех характеров: силовой напор почти всегда рождает в душе отпор, портит отношения это ключевой закон сегодняшней семьи.

У жены дистония выступает под знаменем неактивности, и от этого она, видимо, чаще бывает оборонительной, защитной, пассивной. Недаром Злата О. называет себя упрямой, а мужа упорным. Упрямство это именно оборонительное упорство, твердость в разрушении чужих усилий, защита от них; а упорство это твердость в создании чего-то своего, а не в разрушении чужого.

Жене стоило бы, наверно, переводить свою дистонию на созидательные рельсы: тогда она перестанет быть разрушительной, то есть перестанет быть источником одних только тягостных, неприятных ощущений. Став инструментом "созидания", то есть улучшения себя, своих близких, своей жизни, ее дистония, "разнотонность", будет приносить больше приятных ощущений, чем неприятных, будет больше радовать душу, чем угнетать...

Но для этого ей стоило бы отказаться от своего разрушительного упрямства или хотя бы умерить его. Тогда и мужу незачем будет пускать в ход силовые струны своего Марса, и ноты разлада в их отношениях будут звучать слабее, а ноты согласия сильнее.Притяжение полюсов.

Многие, наверно, заметили, что сквозь отношения этой пары все время просвечивают общие законы личных отношений законы, которые правят всеми темпераментами. Пожалуй, можно бы даже сказать, что в пылком и нервическом лучше всего видны эти общие законы.

По-моему, пылкий это самый мужской из всех темпераментов, а нервический самый женский: они больше всего сгущают в себе черточки сегодняшних мужчин и женщин. В пылком темпераменте полнее, чем в других, таится модель мужского поведения его сильных и слабых сторон. А в нервическом полнее всего проступает модель женского поведения, с его силой и слабостью. Потому-то из рассказа об этих темпераментах каждый из нас может извлечь прямую пользу и для себя.

А как же быть с их характерами? Сходятся они или не сходятся?

У нервического и пылкого часто вспыхивает мысль, что они несовместимо разные, и особенно часто эта мысль пугает нервических.

И в самом деле, разница у них разительная: из трех главных устоев характера похож у них только один возбудимость, а два других полярны: ощущения у нервического неактивны и кратки, а у пылкого активны и долги.

Но и возбудимость у них разная и по качеству, и по роли в характере: это как бы звенья от разных цепей, ветки от разных деревьев. У нервического возбудимость самовластна, и она распыляет себя по множеству поводов и случайностей. Она дает ему массу впечатлений, но она командует им, несет его в своих потоках.

У пылкого возбудимость подчиняется долгочувствию. Долгочувствие держит возбудимость в руках, и она из дикой как бы становится полуручной. Чем выраженнее пылкость характера, тем менее заметна возбудимость. Многие пылкие (возбудимые активные долгочувствующие), по словам французских психологов, казались людям флегматиками (невозбудимыми активными долгочувствующими). Такими видели окружающие Наполеона, де Голля, Черчилля, Сталина. Их возбудимость была как бы под спудом, она прорывалась наружу только во вспышках гнева, да еще была видна в эмоциональности их языка, в крутой манере поведения.

Значит, весь строй ощущений у нервических и у пылких резко не сходится. К чему ведет их эта глубинная разница? Не видят ли они все в жизни сквозь разные психологические призмы? Не вырастает ли эта разница в стену между ними? Не заставляет ли она их смотреть на одно и то же разными глазами по-разному видеть все скопления мелочей, из которых состоит их жизнь?

Психологи долго наблюдали, какие темпераменты соединяются чаще, какие реже, и выяснилось: нервические решительно предпочитают союз с полярными себе темпераментами флегматиком и пылким.

У мужчин-нервических в такой союз вступали две трети: треть выбирала женщин-флегматиков, треть пылких. Еще заметнее такое предпочтение у нервических женщин: две пятых вступили в союз с флегматиками, две пятых с пылкими.

Психологи считают, что здесь действует закон дополнительности, притяжение противоположных темпераментов. Нервические люди кратких ощущений, и их тянет к людям долгих ощущений; а пылкие и флегматики как раз и относятся к ним. Нервические малоактивны в ощущениях, и их тянет к активным, больше всего к тем же флегматикам и пылким.

Переменчивые ощущения бессознательно тянутся к стойким, малодеятельные к деятельным: они как бы ищут в них защиту для себя, ищут плюсы, которыми обделены сами. Нервические люди с повышенной детскостью ощущений, и они испытывают смутную, но глубокую жажду застраховать, обезопасить себя, и поэтому тяготеют к людям повышенно взрослых ощущений. А флегматики и пылкие, которым не хватает детской яркости ощущений, тянутся к этой яркости у нервических, влекутся к ней.

Активность и долгота ощущений это два главных устоя темперамента, по которым нервические ищут свою противоположность. Возбудимость для них, видимо, безразлична, так как они сами превосходят тут всех. Потому-то половина выбирает себе возбудимых (чаще всего пылких), а половина невозбудимых (чаще всего флегматиков).

Нервические и пылкие привлекают друг друга, как уже говорилось, противоположными достоинствами. Пылкому нравится юность чувств у нервических, их порывистые и радужные ощущения, тяга к фантазии; нравится им и частая у них (особенно у женщин) хрупкость, незащищенность или, наоборот, кошачьи коготки под этой незащищенностью. Мужчинам нравится женственная грация нервических, частая у них пикантность; нервический для них разрядка, отдых, веселье. Эти черточки вызывают у пылких и любовные, и одновременно как бы родительские, покровительственные чувства.

А что нравится в пылком нервическому? Прежде всего его горячие, но управляемые чувства, его энергичная активность, сильная тяга к выдумке, к расцвечиванию жизни яркими красками. Нервического изумляет в пылком долгота чувств, которая придает этим чувствам стойкую силу, вескую надежность. А удивление, как говорил еще Стендаль, это половина того, что нужно для кристаллизации. Инстинктивно влечет нервических и прочность душевного строя у пылких, прочность, которая нужна им как защитная стена.

Как видим, союз их темпераментов может держаться на сильных магнитных влечениях. Естественные биопсихологические фундаменты этого союза больше помогают ладу характеров, чем разладу. Но судьба такого союза зависит и от вторичных свойств их характеров, и от их жизненных принципов. Для судьбы их чувств, видимо, главную роль играют именно дополнительные, вторичные свойства характера, для их отношений жизненные принципы.

Влечение друг к другу рождает у пылкого и нервического основные свойства их темпераментов: они полярны и поэтому притягиваются друг к другу. Но жизнь или смерть их чувства больше зависит от их дополнительных свойств и прежде всего от Марса или Венеры, твердости или мягкости ощущений. Это так и бросается в глаза в истории Златы О. и ее мужа чуть подробнее об этом в главке "Под игом Марса".Вклад и разлад.

А где в союзе пылкого и нервического то самое тонко, которое рвется? Где лежит самое уязвимое место их близости? Не там ли, где у Златы О. и ее мужа? "Он старается всех улучшить; жестко гнет свою линию; я вынуждена все время обороняться от него, отстаивать свой покой; оба не уступаем, и получается у нас коса на камень".

Если это на самом деле так, то зачинатель разладов он: он просит улучшений, а ей они не по душе; он предлагает, она отвергает, он настаивает на своем, она отстаивает себя. Возникает позиция не сотрудничества, а соперничества, не дружеской близости, а враждебного отдаления.

Впрочем, чей вклад в разлад больше, сказать, видимо, трудно. Ясно, что равновесие в их отношениях нарушают его "рацпредложения". А если они хороши? Если они могут спасти детей, жену, семью от жизненных бед? Тогда, выходит, к разладам ведут не его выдумки, а ее враждебность к ним? Или то и другое вместе?

Если это так, то у них странное и незавидное положение. Он ведет себя как создатель каких-то вещей, она как браковщик, контролер ОТК, причем все, что он выпускает, она бракует. Он упорно не хочет сменить свою продукцию, она упрямо не хочет принимать ее, и оба не хотят сойти с этих тупиковых рельсов.

Может быть, чья-то позиция лучше, полезнее? Судить об этом трудно, но кое-что предположить по письму и по анкете можно. Вспомним разницу между упорством созидательной настойчивостью и упрямством настойчивостью разрушительной, со знаком минус. Здесь, видимо, правда лежит больше на стороне мужа.

Другое дело как он стоит за свою правоту. Пусть даже его цель верна, но способ, которым он ее добивается, неверен. Его цель остается чужой для чувств жены, ее чувства относятся к ней как к врагу, который лишает ее спокойствия, мешает жить. Выход тут, видимо, один искать, стараться, чтобы цель мужа стала и ее целью. Только тогда масса энергии, которая идет у нее в оборонительное упрямство, переключится на улучшение детской жизни и ее отношений с мужем.

На каждом шагу перед каждым из нас встает исключительно сложный вопрос о средствах и цели, об их запутанной связи. Давно уже ясно, что цель совсем не оправдывает средства, потому что плохие средства убивают самую хорошую цель. Средства, наверно, должны быть по цели, в рост цели, потому что именно от них зависит высота цели. Как только самая человечная цель начинает внедряться нечеловечными средствами, она тут же вырождается, становится бесчеловечной.

Поэтому самое главное в жизни, самое мучительное не поиск целей, а поиск средств, поиск тех способов, которые могут не уронить высоту цели, а сохранить ее. Это касается всего в жизни от самых крупных социальных вопросов до самых незаметных мелочей в личной жизни.Под игом Марса.

В чем самое слабое место нервического темперамента? Пожалуй, в том, что у него короткое нервное усилие, быстро устающие нервы. Долгое и ровное напряжение ему не по плечу, его выносливость ослаблена, сопротивляемость невелика. В борьбе с тяготами жизни нервические могут от этого сбиваться на линию наименьшего сопротивления, идти не там, где лучше, а там, где легче.

Им может не хватать цельности характера, единства поступков, той последовательности, к которой больше всего стремится пылкий. Их могут не особенно беспокоить собственные противоречия, они не вдаются в них, мирятся с ними. Далекие цели часто еле маячат, брезжат для них сквозь туман времени, их психологией гораздо больше правят сегодняшние компасы.

Они часто драматизируют жизнь, видят ее чернее, чем она есть: обычно так ощущают жизнь и себя самих нервические-дистоны. И близкие люди, и они сами кажутся им хуже, чем на самом деле. (Кстати, Злате О. стоило бы проверить, не слишком ли темной краской она рисует для себя мужа.)

Нервические-синтоны (созвучные, унисонные), наоборот, склонны приукрашивать жизнь, себя, близких. Все вокруг и они сами кажется им лучше, ярче, радужнее, чем на самом деле. В личной жизни это, кстати, так же хорошо, как плохо в общественной. Розовое зрение нервических-синтонов родственно здесь радужной оптике любви.

А минусы пылкого, какие они? О главном из них уже говорилось бульдожья хватка, таранный напор на близких, лобовое проламывание сквозь запутанные дебри личных отношений. Пылкий часто стремится не развязывать узлы, а разрубать их, не обходить препятствия, а брать их штурмом или осадой.

Его управляемая возбудимость может стать чересчур управляемой, слишком прирученной он может с холодной пылкостью гнуть свою линию и не видеть, как это больно близким. Активность его нервов может еще больше усиливать бездушие его поступков. Желая сделать близким лучше, он делает им хуже и не замечает этого.

Впрочем, активная целеустремленность пылкого становится изъяном только в одном случае: когда ею правит Марс. Да и защитное упрямство нервического вредит в семье только тогда, когда оно идет от Марса.

Что происходит в таких случаях? Небольшая часть нашего существа, одно из побочных измерений характера, захватывает вдруг власть в душе и начинает править отношениями. И все главные стороны характера, и разум, и доброта, и любовь все попадает под иго Марса, все покоряется его диктатуре.

Марс, который совершает в душах военный переворот, калечит человеческие характеры. Он в корне меняет весь их тон, делает людей дистонами хотя бы друг к другу. Эта дистонность разлад, вражда резко затрудняет уживание с близкими, создает климат враждебности, затаенной холодной войны.

К этому сплошь и рядом ведет наше неумение видеть, какие пружины тобой движут, неумение понимать, каким провокатором раздоров может стать любая пружина характера, когда она встает над другими, выходит из согласованной работы с ними.

Все это простейшие психологические знания, азбучные устои семейной культуры. К сожалению, большинства людей не знает их или не ведет себя в их ключе, и потому Марс повально часто правит отношениями жены и мужа, детей и родителей.Путь к ладу выстлан уступками....

Поправимы ли те беды, в которые вовлекла себя пара из нервической жены и пылкого мужа? Непоправимы, если они и дальше пойдут по тропе Марса. Поправимы, если их отношениями будет управлять Венера-согласие.

Но для этого каждому из них придется пожертвовать хотя бы частью своей позиции. Мужу перестать навязывать свои взгляды, жене обуздать разрушительное упрямство, обоим искать двуединый, но подходящий для каждого путь.

"У нас с давних пор принято обрушиваться на компромиссы: даже само слово "компромисс" приобрело предосудительный смысл. А между тем компромисс это рабочая модель гармонии, и всякое согласие, всякая гармония обязательно базируется на компромиссе". (Александр Александрович Лебедев, Москва, 1971.)

По-моему, это сказано верно и веско, а для личных отношений вдвойне. Путь к семейному ладу выстлан уступками. Постоянные уступки друг другу, отказ от каких-то желаний, стремлений, привычек это строительные кирпичики, из которых создается совместимость.

У пылкого и у нервического, в общем, хорошо совмещаются достоинства их темпераментов и характеров. Несовместимы только их главные недостатки, главные минусы. Это вообще, видимо, один из коренных законов совместимости. Достоинства людей, хотя иногда с трудом, но уживаются друг с другом, дополняют, усиливают друг друга, создают совместимость. Недостатки (когда ими движет Марс) тоже усиливают друг друга, и это разрушает влечение людей друг к другу.

Тут лежит основа основ личной жизни: совместимость у людей тем глубже, чем больше их отношениями правят их достоинства; а несовместимость тем острее, чем больше их отношениями командуют недостатки.Что нужно пылкому, что нервическому.

Как и в чем нервическому и пылкому стоило бы уступать друг другу, учитывать особенности своих темпераментов?

Пылкий (как и флегматик) таит в себе воспитательную наклонность: ее рождает долгочувствие в союзе с активностью. Он часто любит улучшать, учить, помогать другим. (Люди такого склада наверно, больше других подходят к профессии воспитателя, руководителя, педагога.) Для пылкого хорошо, если супруг хоть немного будет жить по его советам, но, оставаясь собой, не подстраиваясь под него, не теряя свою натуру. Пылкому нужно, чтобы нервический, как и в юности, был веселым, разнообразным, полным яркой непосредственности.

Для чувств пылкого надо, чтобы он мог уважать близкого человека: это главный для него фундамент добрых отношений. Пылкие (и другие долгочувствы флегматики, меланхолики, чувствительные) больше других тяготеют к союзу души и тела, поэтому им больше нужна многозвенная любовь "три влечения". Если спутник пылкого насыщает эти его естественные склонности, пылкий одаряет его горячей любовью, стойкой заботой, долгим вниманием .

 Конечно, речь идет здесь только о нормальном пылком человеке с доброй нравственностью. Недобрый пылкий может быть предельно бездушным и деспотичным.

Нервический более раним, и ему нужна от спутника повышенная чуткость, повышенное непричинение боли. (Так же ранимы и так же нуждаются в повышенной мягкости меланхолик, чувствительный, беспечный.) Нервическим, а больше всего женщинам, особенно нужна от близких нежность, внимательность, забота. Нежность для них самое стойкое проявление любви, самая прочная основа хорошего настроения, счастливого самочувствия.

Ощущениям нервического нежность нужна постоянно, непрерывно это их главная пища, главный целитель, главная опора спокойствия. И чем больше у нервического разлад с собой или с другими, тем обильнее нужна ему целящая нежность. Судя по письму, пылкий муж давно уже не дает жене эту главную пищу для ее любви, главную целительницу ее нервов.

Нервический (как и другие краткие холерик, сангвиник, беспечный) острее других живет секундой; надежда на будущее для его ощущений куда воздушнее, нереальнее, чем для чувств долгих. И чтобы нервическому (и вообще кратким) было хорошо, для него надо делать хорошей эту, нынешнюю секунду. Не портить ее ради будущих хороших секунд, а украшать, улучшать, а если уж и портить, то как можно милосерднее и реже.

Нервическим самим основам их темперамента нужно побольше хвалы и одобрений, поменьше хулы и замечаний. Иначе они тускнеют, теряют свою яркость, свои самые привлекательные черты. Конечно, их спутнику трудно вести себя так, особенно с дистоном (разладным), у которого характер особенно противоречив. Но это самое лучшее поведение с нервическим. Оно переполняет его глубинной благодарностью, вселяет в него готовность идти навстречу чужим желаниям, стремлениям, просьбам.

Внушать что-нибудь нервическому лучше не в лоб, а обходно: не указывать прямо на его минусы или ошибки, а делать так, чтобы он сам находил для них нужное лекарство. То есть с нервическим лучше всего вести себя как с подростком это дает самую большую отдачу. Кстати говоря, пылкие и флегматики естественнее других принимают такое поведение, потому что воспитательные склонности у них в крови. Сила их принципов обычно впечатляет нервического, и, если относиться к нему бережно, его будет тянуть к этим принципам, захочется сделать их своими. У пылкого обычно более стойкий характер, он меньше меняется от жизненных влияний. Нервический более податлив, и под ударами жизни в нем может быстрее нарастать усталость, быстрее тускнеют достоинства, нарастают недостатки. Но с возрастом он приобретает устойчивость, причем более стойкими делаются у него и сильные, и слабые стороны.

Доброе отношение к нему главная защита от плохих перемен, но нервический и сам, конечно, должен зарабатывать такое отношение, не убивать его. Очень важно, чтобы нервический старался сохранить свои лучшие черты, те, которые привлекли к нему супруга, и особенно живость, яркость, обаяние.

А кому из двух нервическому или пылкому надо больше стараться? В союзе активного и неактивного характера удача супружества больше зависит от активного. И главный закон брака у нервических (особенно у дистонов) состоит, видимо, в том, что успех или провал брака меньше зависит от нервического и больше от его спутника. Впрочем, если дистон, разладный, не принимает мирную линию спутника, не идет на уступки, то именно он становится разрушителем хороших отношений.

Пылкий больше, чем нервический, создает несущие опоры брака. Его последовательность и собранность помогает ему прокладывать нужное русло, находить нужный стиль, нужную атмосферу для домашних отношений. То есть стратегия супружества больше зависит от пылкого, чем от нервического, и нервический, видимо, должен принимать эту роль пылкого.

Но оживить эту стратегию, сделать яркой, лишить однолинейности легче и проще нервическому. Надо только, чтобы пылкий не навязывал ему эту стратегию, а бережно вовлекал в нее, помогал создавать ее и проводить. На таких условиях их союз может быть глубоким и одинаково благодатным для обоих.Зеркало характера и зеркало личности.

"У вашей анкеты есть, так сказать, нюх, но ограниченный. Наши характеры вы в главных чертах уловили и недостатки наших отношений в общем сумели нащупать с приближенной верностью. Но вы не увидели многого или сделали неточные выводы.

Скажем, я не навязываю жене свою линию, а просто высказываю свои предложения или замечания. Объясняю ей, как полезна детям самостоятельность (у нас девочка 12 лет и мальчик 10) и как она их портит, когда делает за них домашнюю работу. Она воспринимает это болезненно, но что я могу поделать? Ведь если соглашаться с ней, дети вырастут эгоистами и белоручками. Может быть, это надо делать дипломатичнее? Подумаю.

Но дело даже не в этом. Анкета, как я уже говорил, определяет только контуры характеров и отношений. Она похожа на контурную карту: есть реки, города, горы, но без названий, без реального содержания. И у нас вы уловили только наши контуры без их реального наполнения, получили, пользуясь вашими словами, портрет характеров, но не портрет личности". (Георгий О., Ленинград, ноябрь, 1982.)

О потолке анкеты, о ее ограниченных возможностях тут, пожалуй, сказано верно. Она и в самом деле дает только портрет характера (и даже его "половинки") и не дает портрета личности. Она не ухватывает содержание наших характеров и наших отношений, их личное своеобразие, неповторимость. Но тут лежит не только ее слабость, а и сила, и сила больше, чем слабость.

Анкета схватывает главные проявления каких-то общих черт человека черт темперамента, характера, психики. Она делает это, не залезая в сложные дебри личности, в своеобразные, неповторимые отношения людей. Она и направлена не на частное, а на общее в людях, и именно в этом ее рентгеновская сила.

Она ухватывает главные болевые точки человека, главные нервные узлы отношений. Она позволяет людям, как в зеркале, увидеть плюсы и минусы своих характеров, своих представлений о себе и друг о друге.

Конечно, в ней есть приблизительность, есть неточности. Но она позволяет увидеть строение души человека, склад его психики, причем так, как этот склад выражается в действиях человека, в его поведении. Она обнаруживает, какой вы в отношениях с другими, улавливает "характер в действии", схватывает внешние проявления работы ваших внутренних двигателей.

Анкета почти не трогает моральный склад человека, его взгляды, идеалы, то есть духовное ядро его личности, духовное содержание характера. Тем самым она проходит мимо важнейшего двигателя наших чувств, поступков, отношений. Не трогает она и ум человека его склад, своеобразие, сильные и слабые стороны. И все-таки польза от нее может быть очень большой.

Мы почти не знаем, как действуют психологические и нейрофизиологические пружины характера. Поэтому так важны для нашего обихода те знания о себе, какие мы получаем от психологических анкет и тестов. Они помогут устранить психологическую неграмотность, перестроить по законам психологии наши личные отношения помогут поднять их со ступени психологической докультуры на ступень культуры. И введение таких анкет в личный обиход как и психологическое просвещение вообще это один из простейших начальных шагов научно-психологической революции.

Но психологический и нейрофизиологический подход лишь часть цельного, системного подхода к человеку. Такой цельный подход, такое всестороннее во всех измерениях сразу просвечивание человека могло бы выявлять не только тип характера, а и тип личности. И чтобы создать такое "зеркало личности", психологии придется, наверно, сделать два крупных шага по дороге синтеза. Во-первых, сплавить между собой все лучшее из всех классификаций характера. Ведь в каждом человеке есть или экстраверт, или интроверт, или биверт; в каждом есть мыслитель или художник, циклотимик или шизотимик, возбудимый, тормозимый или уравновешенный, синтон (созвучный), дистон (разнозвучный) и т. д.

Во-вторых, к сплаву этих мерил человека придется добавить новые мерила, которые улавливают духовно-моральный и умственный облик человека. И конечно, все эти мерила должны не сочленяться механически, а сливаться органически; это и будет цельный подход "зеркало личности", подход, который поможет каждому человеку увидеть, какой он есть и что ему нужно для совместимости...

Путь синтеза все больше становится сейчас главным путем открытий в науках. Самая известная модель этого пути поиски единой физической теории поля, которая объясняла бы все физические взаимодействия. И в психологии нужна, видимо, своя единая теория человеческих типов, теория-сплав, которая обнимала бы все человеческие взаимодействия, все типы людей.

Авторские книги
  Прайор К.
  Долохов В.
  Стивенс
  Цветков Э.
  Виктор Франкл
  Эрик Фромм
  Действовать
значит быть
  Вильгельм Райх
  Эрик Берн
  Фишер Р.
  Жмуров Д.
  Вадим Гурангов
  Курпатов
  Вильгельм Райх

При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU желательна, но не обязательна
Редакция:
^наверх