Навигация |
|
|
Авторы |
|
Карнеги Д. |
|
|
Домой :: архив публикаций (июль - декабрь 2004)
Юрий Борисович Рюриков. Мед и яд любви. (Семья и любовь на сломе времен I)
Над всемий временами.
Афродиту Книдскую, эту великую скульптурную поэму любви, изваял Пракситель в IV веке до н. э.
Афродита недаром была богиней любви и красоты для греков любовь и красота были неотделимы. И она вся переполнена этой изобильной красотой тела и духа.
Она высока, длиннонога, у нее тяжеловатые для нас руки и плечи, небольшая голова, крупные глаза и губы, мягкий и удлиненный овал лица. У нее высокие бедра, высокая талия, красивая и высоко поставленная грудь, и во всем этом есть какая-то высшая сила, олимпийская грация. Но это еще красота без изящества, без той взлетающей легкости, которая есть в Нике и которая входит сейчас в новые идеалы красоты.
Она стоит, опираясь на одну ногу, и тело ее выгнуто от этого плавно и музыкально. Как будто медленная волна прошла по ее талии, по ее бедру и по ее ноге, прошла и оставила там свой изгиб. Рожденная из волны, она несет в себе ее медленную и спокойную красоту.
Она вся естественность, вся умиротворенность: она нагая, но она стоит спокойно, в ее позе нет никакого стеснения. Она не боится, что ее нагота может привести кого-то в ужас. Она не боится, что ее саму может осквернить чей-то взгляд.
Афродита как бы живет в особом мире мире нормальных, не извращенных чувств. Она живет для простого человеческого взгляда, который увидит в ней и ее этос выражение ее духовного величия, и ее эрос выражение ее любовной привлекательности, увидит их гармонию, их красоту.
И от того, что она выше и ханжества, и сластолюбия, она как бы поднимает до себя глядящих на нее, как бы очищает их, передает им частицу своей красоты, гармонии, частицу своего особого естественного отношения к миру. В ней заложен особый, полный огромных ценностей, идеал, и она как бы приобщает к нему глядящих на нее. И наверно, здесь, кроме прямого наслаждения от взгляда на нее, и лежит ее вечность, ее гуманистическая сила.
Афродита Книдская богиня гармонической духовно-телесной любви. Она вобрала в себя ее высшие ценности, и, может быть, от этого в ней есть неисчерпаемость, недостижимость, которая бывает в гармонии, в идеале. Это, видимо, не портрет, а мечта мечта о том союзе любви и мира, которого нет в самой жизни. Это первая на свете утопия любви любовь божественная, но и человеческая, идеал, возможно, на все времена. Потому что гармония между любовью и миром, наверно, может быть только преходящей, ее всегда, видимо, будет теснить их разлад если только мир не будет переустроен по законам любви...
|
|