Навигация
  Главная
Авторы
  Адлер А.
  Ананьева Г.
  Альберти Р.
Эммонс М.
  Басун В.
  Бережкова Л.
  Бурн Ш.
Карнеги Д.
  Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей
  Как преодолеть чувство беспокойства
  Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично
  Депрессия
  Дэй Л.
  Дильтей В.
  Доброславович В.


Домой :: архив публикаций (июль - декабрь 2004)

Виктор Борисович Шапарь. Занимательная психология.


Вместо введения.Что такое психология. Часть IV..(0)

По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного идеала, направляющего их поведение, в далекие доисторические времена. Люди того периода уже обладали основными качествами: они ходили на двух ногах, были всеядны, умели приспосабливаться к обстоятельствам, владели ремеслами, вели общественный образ жизни, были умными и осмотрительными, добросовестными и словоохотливыми. К этому можно добавить, что они были еще и любознательными. "Я знаю,.(1)

Именно в силу этих качеств у первобытного человека возникало все больше и больше вопросов о мире, в котором он жил. Он пытался понять причины смены дня и ночи, времен года, появления снега и огня, туч, приносящих дождь, молнии и грома. Он также искал ответы на вопросы, касающиеся его самого: о переживаниях, которые ему приходится испытывать, о видениях, посещающих его во сне, о том, что с ним будет после смерти. Несомненно, во всем этом следует искать корни религиозных правил и ритуалов, которые он создавал, чтобы защитить себя от неизвестного. Здесь же нужно искать корни философии "матери всех наук", которая гораздо позднее породит физику, химию, биологию, астрономию... и, наконец, психологию. Часть V..(2)

Наши далекие предки вначале пытались объяснить духовную деятельность тем, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят его глаза, слышат уши и ощущает кожа. Часть VI..(3)

Эту "душу", или "тень", наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Во сне охотник убивал желанную добычу, воин становился храбрым, влюбленный овладевал предметом своего вожделения и т. п. Полагали, что в момент смерти душа покидает тело навсегда, вылетая через рот. Часть VI..(4)

Древние цивилизации придумали себе божества; им казалось, что Солнце, Луна и звезды наделены таинственной силой, которая дает им возможность перемещаться, а поэтому их следует считать бессмертными созданиями и люди должны их почитать. Часть VII..(5)

Те мысли или поступки человека, которые древние не могли понять, они приписывали действию таинственных и могущественных сил, обитающих в зависимости от данной культуры на Олимпе, на небе или в аду. Часть I..(6)

Таким образом, жизнь и смерть, любовь и ненависть, отвага и трусость, словом, все чувства, испытываемые смертными, зависят от настроения богов и от соперничества между ними. .(7)

Первые греческие философы, пытавшиеся в VI в. до н. э. понять природу человека, сознавали, что представление о мире, признающее власть божества, чтобы объяснить поведение людей, основано на мифах. Не более приемлемой они считали и примитивную идею о существе, заключенном в человеке и ответственном за его поведение. Часть II..(8)

Однако они были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, принимать решения, волноваться, владеть собой. Этот "дух" был, по их мнению, чем-то нематериальным, похожим на пламя или на дуновение. Так, согласно представлению Платона, дух, или "душа", обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей жизни, а после смерти покидает тело и вступает в "мир идей". Часть II..(9)

Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа, или "психе", это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Центр "психе" находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, накапливаясь в течение всей жизни и сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение. Часть I..(10)

Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в XVII в. благодаря теориям Декарта закладывается фундамент создания современной психологии, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа. Глава 10..(11)

Разделение между естественными науками и философией произошло в основном в XVII в. Эмпирическое направление привело к созданию научного метода, позволившего изучать факты путем наблюдений и экспериментов, исходя из гипотез, которые подлежат проверке. Глава 12..(12)

Психологии понадобилось еще целое столетие для того, чтобы определиться в качестве самостоятельной науки и отделиться от своей старшей сестры философии. Начиная с XVIII в., первые эмпирики старались объяснить психические феномены по-новому, пытаясь заменить изучение "души" изучением сознания и процессов мышления. Они стремились понять, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств, оставляя религии и рационалистической философии область духовного и изучение связей между мышлением и душой. "Хвалить его?.(13)

Научная психология родилась, однако, лишь в конце XIX в. благодаря применению научного метода в психологических лабораториях. В этом научном поиске участвовали две школы, занимавшие в то время видное место: структуралисты, пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания, и функционалисты, изучавшие его адаптивную роль. Однако метод интроспекции, используемый, хотя и по-разному, обеими школами, все еще сильно подвержен субъективизму. Глава 1..(14)

Развитие социальной и экономической сферы в XX в. и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породили новые задачи как в научной, так и в технической области. Кроме того, под влиянием новых точек зрения, возникших в психиатрии, и открытий в физиологии нервной системы зарождающаяся наука психология стала искать новые направления исследований. Глава 3..(15)

За первыми робкими шагами, предпринятыми структуралистами и функционалистами, последовало выдвижение ряда новых подходов. Появившиеся концепции, нередко противоречившие друг другу, большей частью опирались на те представления о человеке, которых придерживался основатель того или иного направления. Одни видели в человеке существо-объект, вылепленное окружающей средой или детерминированное либо своими инстинктами, либо условиями и впечатлениями детства. Для других это было существо-субъект, которое способно, осознав свои возможности, в любой момент изменить предначертанную ему судьбу. Третьи рассматривали его как общественное существо, поведение которого во всех случаях окажется плодом его взаимодействий с партнерами или с группой, к которой он принадлежит. Одни придавали главное значение развитию поведения, другие эмоциональности, третьи интеллекту или мышлению. Глава 4..(16)

Чтобы лучше понять и проследить пути развития психологии в конце XX в., полезно будет сделать краткий обзор вклада, внесенного каждым из основных ее направлений. Глава 6..(17)

В начале XX в. бихевиористы заявили, что если психология хочет стать настоящей наукой, то она должна опираться исключительно на поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения, и на их связь с теми ситуациями, которые их вызывают. Согласно теории бихевиористов, поведение индивидуума в основном определяется средой и поэтому в принципе укладывается в схему S-R (стимул реакция). Глава 8..(18)

Биологический подход, которого придерживаются психофизиолога, ставит своей целью понять, как различные формы поведения связаны с функционированием нервной и гормональной систем. Что касается этологов и социобиологов, то они исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить его развитие как реализацию заложенной в него от рождения видоспецифической программы. .(19)

При когнитивном подходе упор делается на то, что формирующиеся в мозге человека знания и выводы идут дальше той простой информации, которую мозг получает из внешней среды или уже содержит в себе от рождения. Согласно гештальтистам, исходная запрограммированность определенных внутренних структур уже заранее ориентирует ряд перцептивных и когнитивных процессов, тогда как, по мнению конструктивистов, наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий индивидуума на среду. В то же время когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и переработки информации. Давайте поиграем."А.(20)

В центре внимания психоаналитического и гуманистического подходов находится развитие личности. Если для психоаналитиков поведение отдельного человека детерминируется прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание, то для гуманистического направления оно, напротив, ориентировано на самореализацию в соответствии с потенциальными возможностями каждого из нас. Часть I..(21)

При социально-психологическом подходе индивидуум представляется лишь общественным существом, находящимся в постоянном взаимодействии с другими, чем и определяется по большей части его поведение независимо от индивидуальных особенностей. "Нюхач"."Тут ребенок.(22)

Для каждого из этих подходов характерно собственное представление о человеке, его происхождении и формировании. "Слухач"."Мир сверкавший,.(23)

Ранее это вызывало множество конфликтов между школами, но сейчас они постепенно затихают. По существу все больше и больше психологов избирают эклектический подход, при котором психологи отбирают от каждой из существующих теорий и используют те концепции, которые, по их мнению, проливают больше света на то или иное явление. "Копуша"." .(24)

В процессе эволюции психологии предлагалось немало определений этой науки. В настоящее время ее определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых данных.

А теперь, поняв, что такое психология, интересно узнать и происхождение самого слова "психология". Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Однако Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, сын богов, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и, прилагая все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом настолько велико, что это произвело глубокое впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту же удалось убедить Зевса верховное божество греков превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея смертная, обретшая бессмертие, стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова "психология", образованного из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, знание, наука), то оно появилось впервые только в XVIII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Психологи работают с людьми. Но люди делятся на мужчин и женщин. И психология мужчин и женщин совершенно разная. Итак, чем же мы отличаемся друг от друга?Психологические различия мужчины и женщины.

Древние мудрецы основное различие между мужским и женским полом объясняли разницей в общественных обязанностях в то время как мужчина ведет борьбу за существование семьи, женщина обеспечивает внутреннее ее благосостояние и заботу о муже и детях.

Физиогномисты прошлого разницу в мужской и женской наружности видели, например, в том, что лицо мужчины по своему виду имеет очертания почти четырехугольника, лоб его менее закруглен, волосы короче, жестче, брови также жестче и гуще; нос по отношению ко лбу лежит почти на прямой линии и на конце имеет небольшое утолщение; ноздри более открыты, рот шире, губы темнее, сильнее и глубже, подбородок менее закруглен. В способности владения мимикой своего лица женщина, по мнению физиогномистов, далеко опередила мужчину.

Кроме морфологических, отмечались и нравственно-психологические различия: мужчина сильнее, отважнее, великодушнее, снисходительнее, справедливее и понятливее женщины; женщина слабее, боязливее, суевернее, легкомысленнее и непостояннее мужчины.

В современных исследованиях многие из наблюдений древних мыслителей и физиогномистов прошлого нашли подтверждение, некоторые же оказались необоснованными. В визуальном плане дифференциация мужского и женского типов наиболее проста и наглядна:

Мужчина:

1. Рост выше, с преобладанием конечностей над туловищем.

2. Длина и окружность головы больше.

3. Плечи широкие, таз узкий.

4. Вес больше (за счет костяка).

5. Небольшое равномерное отложение жира в клетчатке.

6. Выявленный рельеф мышц, мышцы более упругие.

7. Развитие волос на лице, животе и груди.

8. Волосы на голове после 14 лет в росте замедляются.

9. Кожа более грубая.

10. Грудные железы в зачаточном состоянии.

11. Тип дыхания брюшной.

Женщина:

1. Рост ниже, с преобладанием туловища над конечностями.

2. Длина и окружность головы меньше.

3. Преобладание ширины таза.

4. В среднем вес меньше.

5. Относительное преобладание жира с преимущественным его отложением на боках, ягодицах, бедрах.

6. Сглаженность рельефа мышц, слабое их развитие.

7. Отсутствие волосяного покрова на лице, животе и груди.

8. Рост волос на голове после 13 лет ускоряется.

9. Кожа более нежная.

10. Грудные железы развиты.

11. Тип дыхания грудной.

Среди отличительных признаков психики можно выделить, например, следующие:

Мужчина:

1. Отличается сосредоточенностью, живет больше рассудком.

2. Поведение стремится строить на основе логических выводов, сдерживает чувства.

3. Присуще критическое, более узкое отношение к окружающим.

4. Имеет характер более замкнутый.

Женщина:

1. Эмоциональна, чувственна. Поступки больше зависят от влечения сердца.

2. В поведении преобладает инстинкт.

3. Присуще интуитивное заключение об окружающих (в сложных случаях более правильное).

4. Имеет характер более открытый.

Данные различных исследований показывают, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических отношений, по математическим рассуждениям, а женщины превосходят мужчин по ловкости рук, скорости восприятия, счету, памяти, беглости речи и другим задачам, включающим речевые навыки. Среди основных личностных черт у мужчин в большей степени выражены агрессивность, мотивы достижения своих целей, эмоциональная стабильность, а у женщин социальная ориентация.

Установлено, что женщины превосходят мужчин в вербальных способностях, мужчины же сильнее женщин в визуально-пространственных способностях, у мужчин выше математические и технические способности, что предопределяет во многом особенности профессионального выбора мужчин и женщин.

Сравнивая взрослых мужчин с теми, какими они были в 13-14 лет, известный ученый И. С. Кон выделяет следующие типы развития их личности.

Первый тип. Мужчины, отличавшиеся в 13-14 лет надежностью, продуктивностью, честолюбием, хорошими способностями, широтой интересов, самообладанием, прямотой характера, дружелюбием, философским складом ума и сравнительной удовлетворенностью собой, сохранили эти свойства и в 45-летнем возрасте. Такие люди высоко ценят независимость и объективность, имеют высокие показатели по интеллектуальной эффективности, чувству благополучия.

Второй тип. Подростки, проявившие бунтарство, болтливость, любовь к рискованным поступкам и отступавшие от принятого образа мышления, раздражительные и агрессивные, становятся в дальнейшем зачастую неуравновешенными мужчинами со слабым самоконтролем, для которых характерны импульсивность и непостоянство. Склонность драматизировать свои жизненные ситуации, непредсказуемость поведения характеризует их и во взрослом возрасте. Представители данного типа чаще, чем другие, меняют работу.

Третий тип. Для лиц этого типа с повышенным самоконтролем в подростковом возрасте были характерны повышенная эмоциональная чувствительность и самоуглубленность. Будучи подростками, они плохо чувствовали себя в неопределенных ситуациях, легко отчаивались в успехе, были зависимы и недоверчивы. Достигнув сорокалетия, такие мужчины остались столь же ранимы, предпочитая уходить от сложных обстоятельств, испытывать жалость к себе, напряженность в общении с другими людьми. Среди представителей данного типа наиболее высокий процент холостяков.

Однако следует отметить, что некоторые мужчины сильно меняются со временем. У части из них, например, бурная, напряженная юность сменяется спокойной, размеренной жизнью в зрелые годы.

Существуют определенные типы личностей и среди женщин. Довольно интересно классификация женщин была описана О. Вейнингером в 1910 г. в книге "Пол и характер", где даны характеристики двух полярных типов "кокеток некокеток", а также женщин конфликтных ("мегер") неконфликтных. Автор, в частности, утверждал, что "кокетки" неразборчивы в любовных связях, любят кошек, ухаживание и соприкосновение, любят принимать подарки. Но они эмоционально черствы к детям. "Некокетки", напротив, очень привязаны к детям, любят дарить подарки, ухаживать за другими, вместо кошек предпочитают собак. В личной жизни относятся, как правило, к однолюбам, из них вырастают хорошие педагоги и воспитатели, а также медицинские работники.

"Мегеры", по мнению О. Вейнингера, склонны к конфликтам, интригам и разрушению, переносу своих недостатков на других. Они повышенно консервативны, но смелы и драчливы. "Немегеры" более склонны созидать, чем разрушать, неконфликтны и неагрессивны. Кстати, в ряде других исследований данные типы были выделены не только у женщин, но и у мужчин, что свидетельствует о генетическом единстве полов.

Как интересно получается: мы мужчины и женщины разные, а изучают нас и помогают нам одни и те же специалисты, психологи.

Но даже психологи не всегда знают, а еще реже сталкиваются с загадочными явлениями психики человека.



Похожие материалы:

- Часть VI. Работа и бизнес.. . .Глава 24. Общение.Принцип пола говорит о том, ..
- Часть I. Фиаско сексуальной морали.Глава V. Принудительная семья как воспитатель ..
- Часть I. Основные принципы и приемы метода Сильва.. . .Глава 3. Пять правил ..
- Часть I. Основные принципы и приемы метода Сильва.. . .Глава 5. Золотые обра ..
- Часть II. Мыслительные процессы.. . .Глава 8. Чувство вины и самопрощение.Из ..
- Глава 9. Развитие личности и харизмы.Хозе Сильва говорит, что лучшим торговцем, ..
- Глава 12. Творческое завершение сделок.Все шло хорошо в течение сорока пяти мину ..
- Глава 14. Заблаговременное преодоление возражений.Ана Мария Мендес вошла в альфа ..
- Глава 3. Профессионализм закон пропорций.Жил-был человек, который любил печенье ..
- Глава 5. Расслабьтесь, это хорошо для вас.Молодой Человек, любовавшийся видом с ..
- Глава 8. Созидательная визуализация.Однажды ночью я проснулся от стука в окно. Э ..
- "Силач".Младенец пышет здоровьем, уравновешенный, спокойный, и аппетит завидный. ..
- Часть I. Фиаско сексуальной морали.Глава VI. Проблема полового созревания.Конечн ..
Авторские книги
  Прайор К.
  Долохов В.
  Стивенс
  Цветков Э.
  Виктор Франкл
  Эрик Фромм
  Действовать
значит быть
  Вильгельм Райх
  Эрик Берн
  Фишер Р.
  Жмуров Д.
  Вадим Гурангов
  Курпатов
  Вильгельм Райх

При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU желательна, но не обязательна
Редакция:
^наверх