Навигация |
|
|
Авторы |
|
Карнеги Д. |
|
|
Домой :: архив публикаций (июль - декабрь 2004)
книги и литература: Людмила Перельштейн. Осторожно: дети! или пособие для родителей, способных удивляться.
Я не такой, как другие.
Во дворе собралась кучка ребят. Они взволнованы последним событием.
Первый: Вы слышали, что случилось?!..
Второй: Вот здорово! Такого еще не было!
Третий: И я чувствовал, что что-то произойдет.
Четвертый: Никогда не поверю, пока сам не увижу.
Пятый: А я что вам говорил, еще неделю назад слухи пошли.
Шестой: Да это ведь элементарно просчитывалось, как дважды два четыре.
Седьмой: У меня давно были подозрения. Я даже предполагаю, кто мог бы это сделать.
Восьмой: Нет, такого быть не может, потому что никогда еще не было.
Какие они разные. Все об одном и том же но один радуется, другой не верит, следующий все просчитывает. А ведь даже по этим коротким высказываниям можно предположить, что за характеры у ребят: четвертый плакса, много чего боится и любит красиво одеваться; пятый непременно расскажет всем знакомым о случившемся и лучше по секрету; восьмой жуткий зануда и имеет коллекцию марок; шестой успешен в арифметике, подвижный и ловкий; первый и седьмой в основном домоседы, и к этой толпе примкнули случайно; а третий с удовольствием подчиниться второму, но наоборот никогда.
Как мы об этом узнали, вы поймете, прочитав эту книгу.
Ребенок с рождения заявляет миру: "Я нестандартный! Я не такой, как все! Я требую к себе особого отношения!". А мы часто не слышим, или не хотим слышать этого, так, должно быть, спокойней.
Маленькие дети свободны от условностей общества, непосредственны и открыты для наших наблюдений. Они еще не научились притворяться, чтобы соответствовать нашим идеалам. С другой стороны, они обладают великим даром фантазирования. Давайте вспомним, как они играют, например, в индейцев. Роли распределили стихийно, но до чего верно. Кто-то руководит, а кто-то с радостью подчиняется.
Пофантазируем и мы. Сравним коллективную игру наших современных детей с жизнью индейского племени. Племенная жизнь была довольно сложной: они размножались, растили потомство, охотились, защищались от врагов, контактировали с соседними племенами и начали создавать основы культуры. Каждый выполнял свою социальную роль, соответствующую его природным особенностям.
Для существования такого коллектива необходимы и достаточны были особи, выполняющие восемь основных обязанностей.
1. Вождь, ребенка такого типа в следующей главе мы назовем "вождь краснокожих". Вождя выделяли качества: способность властвовать, свободолюбие, инициативность, решительность.
2. Тайный советник вождя "нюхач". Советник владел информацией, как явной, так и скрытой, и предоставлял ее вождю. Он обладал тайной властью. Обитал подальше от "вонючего" племени, подальше от костра, имел тонкое обоняние, чтобы задолго до появления предупредить о приближающейся опасности. Он был скрытен, отчужден, одинок и насторожен.
3. Дневной наблюдатель "художник" имел острый глаз, способный издалека различить стадо, пасущееся среди маскирующей его листвы. Затем, с развитием культуры, у них появилась дополнительная функция сохранение и передача культурных ценностей. Наблюдательность, внимание, а позднее утонченность восприятия, интеллектуальные способности, чувство гармонии делало его нужным стае в мирное время и совершенно бесполезными, даже обузой, на тропе войны.
4. Ночной сторож "слухач" мог различить малейший шорох и вовремя предупредить о затаившемся враге. Их тонкие уши нужны были стае особенно в ночной тиши, когда крепко спал "острый глаз". Они достойно выполняли свои функции ночью, а днем были замкнуты, отстранены, мнительны и боязливы.
5. Охотник, учитывая влияние цивилизации "калькулятор", смелый, быстрый, жесткий, был способен молниеносно сориентироваться, догнать добычу, рассчитать траекторию и нанести смертельный удар. Охотники были дисциплинированы, выносливы, хорошо владели своим телом, добывали пищу и оберегали стаю от врагов.
6. Хранитель очага "копуша" делил поровну принесенную добычу, выращивал детей, сберегал запасы пропитания. Они были неторопливы, справедливы, аккуратны и исполнительны.
7. Парламентарии "болтушки" налаживали отношения с соседними племенами, тут никак не обойтись без их речевой одаренности и коммуникативных способностей.
8. Работяга "силач" обладал недюжинной физической силой и несколько отставал в развитии мозга от своих сородичей. Его задачей было выкопать яму при охоте на мамонта, переносить бревна для постройки жилища. Они были покладисты и доверчивы, молчаливы и инертны.
Перекинем мостик через тысячелетия от древнего племени к современности. Восемь социальных ролей, восемь необходимых для них характеров, восемь обобщенных детских образов.
Описание каждого типа ребенка затрагивает особенности поведения, привычки и пристрастия, способ мышления, речь, школьные проблемы, отношения с другими людьми, возможные трудности переходного возраста, внешний вид и предпочтительные для этого типа виды деятельности.
Все используемые далее примеры реальные, они из жизни наших детей, детей наших знакомых, из рассказов людей, участвующих в психоаналитических семинарах. Каждый их восьми детских типов имеет яркого представителя в мировой литературе. |
|