Навигация
  Главная
Авторы
  Адлер А.
  Ананьева Г.
  Альберти Р.
Эммонс М.
  Басун В.
  Бережкова Л.
  Бурн Ш.
Карнеги Д.
  Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей
  Как преодолеть чувство беспокойства
  Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично
  Депрессия
  Дэй Л.
  Дильтей В.
  Доброславович В.


Домой :: архив публикаций (июль - декабрь 2004)

Курт Теппервайн. Психосоматика, отношения и здоровье.


Часть I.

. . .
3. Как выйти из любого кризиса.

Существует универсальное решение всех наших проблем. Оно не зависит от того, как возникла проблема, связаны ли с ней другие люди или нет, материальна она или, скорее, духовна, будь то болезнь, супружеские ссоры все это можно преодолеть принципиально одним и тем же способом.

Существует патентованный рецепт, и отдельные шаги к цели не представляют трудности. Как и все крупные жизненные явления, этот путь совершенно прост. Здесь нет никакого открытия. Этот путь известен на протяжении тысячелетий и широко используется умными людьми. Идея составляет основу многих старых преданий, но, как правило, остается непонятой. Нет, не потому, что она так сложна или ее трудно понять, просто люди не готовы воспринять ее и применить.

Но теперь пришло время, возвещенное пророками. Мир меняется очень быстро, а человек не отстает. Открытость людей все возрастает, и теперь они в состоянии воспринять это вечное решение во всей его полноте.

К цели ведут три шага. Если мы верим в то, что все происходящее служит на пользу нашему развитию, и признаем, что, пусть неосознанно, стремимся к собственному росту и самореализации, то у нас имеется предпосылка для нахождения решения. Она заключается в готовности принять на себя ответственность за свою жизнь.Исходные условия.

При возникновении любой проблемы, при любых трудностях, при возникновении кризиса, как бы все это ни проявлялось, прежде всего необходимо выявить реальное значение ситуации. Первый шаг состоит в, так сказать, системном анализе. Мы собираем прежде всего все так называемые факты в том виде, в каком они нам предстают. Сюда же относится и взгляд в прошлое. Мы собираем все, что может относиться к данной проблеме. Нам необходимо осознать собственные мысли, прежде всего свои убеждения, то есть то, во что мы верим и что связано с ситуацией. При этом важно быть предельно честным и придерживаться того, что действительно признаешь. Следует избегать отвлеченных рассуждений, обвинений и оценок. Следует выяснить факты, хотя бы наше восприятие и оставалось субъективным. Все приговоры, оценки и толкования следует вынести за скобки.

Такой первый шаг я наглядно представлю на примере кризиса, возникшего в партнерстве. Представьте себе, что ваш партнер ведет себя как чужой, хотя вы этого никак не ожидали. Вы испытываете разочарование, видя, как ваши отношения иссякают. Вы чувствуете, что вас предали, вы больше не доверяете своему партнеру. В разговоре с ним или ей вы заявляете, что ничему больше не в состоянии верить. Вы не знаете, необходимо ли пойти на разрыв или нужно полностью преодолеть свое возмущение; вы боитесь сделать ложный шаг.

Итак, приступаем к анализу ситуации. Для этого нужно просто задать несколько вопросов:

Что происходит на самом деле?

Как развивались события?

Как я себя чувствую в данный момент?

Что меня беспокоит именно сейчас?

Что может произойти такого, чего я ни в коем случае не желаю?

Происходило ли со мной когда-нибудь нечто подобное?

Напоминает ли это другие ситуации? Что было бы, если бы этого не произошло?

Подвержено ли мое партнерство влияниям других людей или обстоятельств; в чем состоят эти влияния?

Что мне в основном мешает в моем партнере?

Что мне нравится в моем партнере?

Что мне с давних пор хочется изменить?

Что я не решаюсь сказать или изменить?

Счастлив ли я в своем партнерстве?

Удовлетворяю ли я в этом партнерстве самого себя?

Таков план ситуационного анализа. Аналогичный подход следует применять и к другим проблемам.

Следует еще раз отметить, что важно избегать всяческих истолкований, оценок и выводов. Вывод должен возникнуть естественно, вне определения его как добра или зла.Что желательно?

Следующий шаг заключается в изучении того, что желательно изменить, а также в анализе способов изменения.

Кто не помнит обстоятельств, которые хочется изменить, и своего при этом бессилия? Понятно, что старое нежелательно, но неизвестно, как должно выглядеть новое. В столкновениях рождается нечто кажущееся приемлемым. Но на другой день все уже выглядит по-другому. Мы помним, что вчера все было ясно, а сегодня опять непонятно, как пойдут дела и сколько это будет продолжаться.

В подобной ситуации мы, естественно, ощущаем себя в тупике. Мы не можем продвинуться, потому что не знаем куда. Мы остаемся на месте или движемся по замкнутому кругу, не в силах решиться хоть на что-нибудь. Это похоже на то состояние, в котором мы оказываемся, когда не знаем, чего мы действительно хотим.

Для нашей жизни так важно, чтобы перед нами стояла ясная цель, чтобы мы знали, чего мы хотим. Для многих это во всех отношениях трудная тема. Несмотря на долгие поиски, эти люди не могут найти своей цели. Эта проблема связана не только с глобальным направлением нашей жизни, но и влияет на каждую ее сферу.

Почему так происходит?

Как нам постичь трудности на пути выявления собственных желаний?

Как вообще возникают желания?

Прежде чем рассуждать дальше, важно обозначить препятствия к познанию собственных истинных желаний. Лишь избавившись от этих преград, мы сможем правильно воспринимать свои подлинные желания.

Многие склонны узнавать свои желания от других. Но так не годится. Только мы сами можем обнаружить собственные желания. Свои истинные желания мы находим только в себе, и то, что соответствует определенной ситуации, также обретается в нас.

Малейшее колебание в имманентности нашего желания, в собственных чувствах и в своем праве чувствовать именно так толкает многих на поиски ответа вовне. Мы снимаем с себя ответственность. Но тем самым не исчезает опасность ошибки. Если же происходит не то, что мы предполагали и чего мы желали, мы можем утешаться сознанием своей непричастности и ссылаться на полученные советы. В положении жертвы легче переносить неприятности, чем в сознании собственной к ним причастности.

Не имеет значения, в какой форме мы позволяем внушить себе, чего мы должны желать себе и чего нужно захотеть, что сделать. На нас могут влиять другие люди, воздействовать законы и предписания, религиозные или моральные догмы. Никто, кроме нас самих, не сможет сказать нам, чего мы реально хотим.

Другая проблема, неразрывная с поиском собственного истинного бытия, формулируется в виде вопроса: "А смею ли я вообще иметь собственную волю?" Мнения по этому поводу расходятся. Непонимание и разнообразные интерпретации старых преданий свидетельствуют о разнообразии точек зрения на "правильный путь" к счастью. Властные интересы различных институций и сообществ предопределяют такие ответы на эти вопросы, которые позволяют контролировать поведение принадлежащих к ним людей и манипулировать ими.

Во многих эзотерических рекомендациях и прочих писаниях можно найти различные мнения: "...отрешись от собственной воли (часто понимаемой как эго), и ты станешь свободным и счастливым", "...да будет воля твоя, а не моя" и т. п. Смирение как добродетель в этой связи также привлекалось часто.

Это не значит, что приведенные высказывания в сущности своей неверны, их следует поместить в надлежащий контекст. Но их предпочитают изымать из конкретных обстоятельств, чтобы использовать в определенных целях.

В общем виде можно описать воззрения этого толка следующим образом: собственная воля стоит на пути к тому, к чему стремишься (к счастью) и поэтому должна быть преодолена.

Когда мы говорим о собственной воле, предполагается, что имеются и другие воли. И им даются различные определения: "воля высшего существа", "воля жизни", "Божья воля" и т. п. Во всяком случае, это воля, отделенная от нас и не совпадающая с нашими осознанными желаниями. В нашей реальности очевидно проявление воли, отличной от нашей. Мы переживаем многое такое, что совершенно не отвечает нашим желаниям. Поскольку реальность не совпадает с тем, чего бы нам хотелось, должна существовать еще какая-то воля, отдельная от нашей осознанной воли. Кто или что представляет эту волю, во много раз превосходящую, по-видимому, нашу личную волю?

Здесь можно указать на две возможности. Либо это какая-то часть нас самих, не осознаваемая нами, либо это нечто, сугубо отличное от нас. В последнем случае мы не можем никак влиять на эту сущность. Для нашей жизни это означает, что наши желания сбудутся лишь тогда, когда они совпадут с желаниями отличной от нас инстанции. Поэтому нам необходимо постичь чуждую, сильнейшую волю, изменить в соответствии с ней свои цели тогда желания наши сбудутся и мы обретем счастье. Значит, мы зависимы и можем надеяться лишь на то, что чуждая инстанция будет к нам благожелательна. Чтобы найти счастье, мы должны отказаться от собственной воли и принять желания чуждой инстанции. В любом подобном случае возникают расхождения между нашей волей и переживаемой реальностью. Мы не счастливы по-настоящему, потому что у нас остаются неисполненные желания. Мы не располагаем собственной волей.

В другом случае, если эта инстанция не отделена от нас и является лишь неосознанной частью нас самих (притом неотъемлемой), вырисовывается совсем иной путь к счастью. Не нужно отказываться от собственной воли, нужно лишь обнаружить свою истинную волю.

Конфликт, возникающий в данном случае, заключается в том, что кажущееся нам желанным не соответствует тому, чего мы действительно сознательно и бессознательно хотим. Чем полнее мы выявляем свои истинные желания, чем осознаннее мы действуем, тем более совмещается наша осознанная воля с неосознанной. Когда преодолевается их распадение, мы становимся сознательными и совершенно свободными творцами. Мы обладаем свободной волей, которую остается только развить и признать.

Многим кажется, что различие этих двух подходов практически несущественно. В обоих случаях мы более или менее несчастливы, поскольку фактические переживания расходятся с нашими проектами. Но здесь упускается из виду один существенный и решающий аспект. Цель достижима лишь тогда, когда она находится в пространстве возможностей. Если мы не верим в то, что обладаем свободной волей, и не считаем такое обладание возможным, мы никогда не почувствуем себя свободными, хотя бы в потенции и были таковыми.

Если же мы склонны считать свою волю свободной, то при наличии названного потенциала мы сможем его реализовать. Это было бы бесценным даром, окажись оно правдой!

Если мы теперь вчитаемся в старинные тексты и проникнемся старинной мудростью, то узнаем, что везде говорится о свободной воле, причем воззрения выражены очень мощно и разобраны бесчисленные возможности. Мудрецы толковали и толкуют о всеведущем, всемогущем и бесконечно любящем Боге, неразрывно связанном с каждым отдельным человеком. Все эти слова имеют лишь тот смысл, что ими человек укрепляется в вере в собственные возможности реализовать и усилить свой потенциал. Ведь из веры возникает реальность, а верить мы можем во что пожелаем. Наша вера, наши убеждения определяют нашу реальность.

Вера служит предпосылкой к тому, чтобы открыть собственную свободу и свои безграничные возможности. Затем остается открыть, познать и развить собственное истинное бытие.

Другим препятствием к постижению собственных истинных желаний является сомнение в возможности их исполнения. Нам, может быть, всего хочется, но это не значит, что мы это получим или сможем получить. Прежде чем мы позволим себе обнаружить свое желание, нам бы хотелось получить уверение в том, что имеется шанс его удовлетворить. Желания, в исполнение которых мы не можем верить, мы предпочитаем не осознавать. Это служит как бы защитой от разочарований. Желать чего-то, жаждать того, на обретение чего нет никакой надежды, больно. Мы чувствуем себя беспомощными, ощущаем себя жертвами. Мы впадаем в бездействие и лишаемся побудительных мотивов, ведь желания наши не могут сбыться.

Это чрезвычайно мудро устроено, ибо никогда мы не осознаем желания, для исполнения которого мы не располагаем возможностями. Чем сильнее наша вера в безграничность этих возможностей, тем точнее мы воспринимаем свои глубочайшие стремления.

И не грустите, размышляя о своих задушевных стремлениях, будьте уверены, что вы осознаете их лишь частично, поскольку вы в состоянии их осуществить. Оставьте все ограниченные подходы, размышления на темы "это не выйдет" и "это несбыточно". Загляните в свое сердце, чтобы узнать, чего вы действительно хотите: переменить работу, чтобы она стала для вас удовольствием, привести себя в нормальное состояние и обрести хорошее самочувствие, чтобы позабыть о том, что у вас есть тело. И когда вы отследите желание, которое покажется вам несбыточным, то будьте уверены: вы недооцениваете свой потенциал. Не оставляйте своего желания, и скоро вы осознаете свои способности его удовлетворить.

То, чего мы жаждем, это мы сами. Мы желаем себе счастья, а счастливыми мы становимся, осуществляя свое истинное бытие. И каждое желание, которое мы в себе носим, приближает это истинное бытие. Желания даны нам не для того, чтобы испытать нас и ввергать в искушение. Это не входит в намерения всемогущего, любящего Создателя. Желания даны нам, чтобы нас осчастливить, помочь нам понять самих себя, направить свои стремления к своему истинному бытию. Поэтому разрешите себе хотеть, чтобы вы узнали, чего вы действительно хотите, вне зависимости от той или иной ситуации.Как мне действовать?

Последний и решающий шаг сам по себе совершенно прост, как просты все великие жизненные истины. Он не нуждается в понимании, чтобы произвести нужное действие. Следует лишь применить рецепт. Но понимание внутренних взаимосвязей все же может понадобиться, чтобы не упустить ключевой момент. Пароль этого этапа: честность!

Это кажется так просто и все же требует тяжелейшей подготовки на протяжении человеческой жизни. Что значит честность, что подразумевается под этим словом? Имеется в виду аутентичность, когда говорят то, что думают, выражают то, что действительно внутренне ощущают. Это не означает, что надо высказывать все, что думаешь, и проявлять все свои чувства, но то, что наличествует возможность сделать это в любой момент, так как ничто тому не препятствует. Я могу решить для себя, что я хочу делать, и когда я это делаю, то действую честно, в согласии с собой.

В понятие честности входит и принятие мира таким, каков он есть, нежелание изменить что-то или отказаться от чего-либо. Это относится как к условиям жизни, так и к чувствам и мыслям. Честность это готовность пережить все, что нам встретится, это готовность чувствовать.

Мы сами выбрали свою жизнь, хотя в настоящий момент можем и не осознавать того. Жизнь это игра, в которую мы постоянно играем добровольно и где мы испытываем разнообразные состояния, вызванные сильными ощущениями, впечатлениями, т. е. переживаем. Когда переживание произошло, то игра начинается снова. В этом весь смысл жизни. Мы в чем-то убеждаемся, начинаем во что-то верить, поскольку наблюдаем определенные проявления интересующего нас объекта. Мы переживаем то, во что верим. Если мы во что-то не верим, то переживаем его несуществование. Всегда переживание связано с верой.

Теперь мы выбрали игру "Становление сознательности". Мы добровольно идем на дуализм, чтобы обрести опыт самих себя, чтобы познать себя такими, каковы мы суть реально. И в данном случае каждый переживает то, в чем убежден. Наши убеждения единственное, что нас отличает. Мы творцы!

Дело обстоит так же, как в случае с просмотром кинофильма. Мы решаем пойти в кино и выбираем из громадного множества фильмов тот, что нас интересует. Мы занимаем места в зале, фильм начинается, и мы вживаемся в предлагаемые обстоятельства, отождествляя себя с исполнителями. Мы действительно переживаем показываемые события. Мы смеемся, плачем, боремся вместе с героями, сочувствуем им. Чем глубже мы погружаемся в жизнь на пленке, тем слабее осознаем, что еще недавно стояли у кассы и выбирали эти самые переживания. Мы забываем, что являемся первоначалом собственных переживаний.

То же происходит и на громадной жизненной сцене. Многие позабыли, что сами являются творцами, что выбрали то, что переживают.

Иногда какой-то эпизод фильма не вызывает нашего сочувствия, мы зажимаем уши и закрываем глаза, хотя с нами лично ничего произойти не может. Точно так же поступаем мы и в реальной жизни, мы зажимаем уши и закрываем глаза, когда предстоящие переживания нам нежелательны. Мы заранее очерняем действительность.

Нечестность означает нежелание пережить то, что мы сами выбрали. С момента начала игры наше воззрение изменилось, теперь нам кое-что может показаться неприятным, мы не захотим больше в это ввязываться. Мы пытаемся переместить экран или отворачиваемся от него, или прикрываем его, но все напрасно. Наше сознание соответствует проекционному аппарату, а фильм, который запущен, соответствует нашим убеждениям. Все равно, на какую поверхность будет направлено сознание, нам в любом случае продемонстрируют наши убеждения. Отводить взгляд, когда нам не нравится увиденное, так же бессмысленно, как менять экран, когда нам не нравится фильм. Это ничего не изменит, как свидетельствует опыт множества людей, обладающих неустойчивым характером.

Мы создаем условия собственной жизни в рамках собственных убеждений, поскольку мы готовы пережить все, что с этим связано. Лишь в этом случае возможны изменения. Чем сильнее сопротивление ситуации, тем больше вероятность ее повторения. Нечестность верный показатель сопротивления, тогда как честность свидетельствует о принятии жизненных обстоятельств и готовности пережить все, в них заключенное.

Что же нам мешает принять и пережить жизненные обстоятельства? Все то, что мы рассматриваем как дурное, фальшивое, злое, опасное и т. п., и с чем не желаем иметь в жизни дела. Причем различие между добром и злом определяется убеждениями. Фильм ужасов и любовный роман лишь различные постановки. Проекционному аппарату все равно, что появится на экране. Зритель при этом будет испытывать различные чувства: радость, страх, соболезнование, злость и т. д., но с ним ничего не произойдет. То же самое и в жизни. Мы наблюдатели и можем пережить все вне реального события.

Если же мы позабудем о своей наблюдательной роли, о собственном выборе своей жизни, у нас возникает страх перед тем, что с нами случится. Мы начинаем избегать некоторых ситуаций, чреватых неприятностями. Мы чувствуем себя в одиночку заброшенными в джунгли.

Лишь зритель, осознающий, что сам купил билет, может беззаботно отдаться потоку переживаний. Он знает, что с ним ничего произойти не может, что он может уйти, если не захочет этих переживаний, что можно выбрать другой фильм. Но он уйдет лишь тогда, когда фильм оставит его безразличным, потому что такой зритель хочет жить и чувствовать. Мы выбрали для себя напряженную и волнующую жизнь, ибо знаем, что с нами ничего не может произойти. Многие забывают об этом и тормозят жизнь, чтобы установить над ней контроль. Они боятся, что с ними что-нибудь случится. Но мы все свободные и неограниченные творцы, переживающие собственное творение.

Все, что происходит в жизни, служит для постижения этой истины и в конечном счете помогает обрести счастье. Если мы отказываемся от честности, мы сами воздвигаем препятствия на собственном пути. Получается, что нам нежелательны те поощрения и возможности, которые содержатся в любой ситуации. Когда мы пренебрегаем честностью, мы задерживаем жизненный поток. Раньше или позже такая энергетическая блокада скажется на организме, и случится то, что мы называем болезнью. Стало быть, болезнь есть следствие нечестности. Нежелание принять обстоятельства рождает сопротивление, а последнее синоним блокады. Сопротивление свидетельствует о страхе перед возможными неприятностями, а этот страх появляется лишь тогда, когда мы забываем, что сами определяем свою жизнь. Обладая верой в то, что с нами ничего не может произойти, мы можем отдаться потоку жизни, который кратчайшим путем легко повлечет нас к цели.

Честность решает все. Она является предпосылкой готовности переживать и чувствовать. Так преодолеваются все преграды и разрешаются все проблемы. Каждая проблема заключает в себе свое решение, а каждая болезнь лечение, если мы согласимся на переживание.

Честность в любой ситуации обеспечит нам счастье. Ведь верно, что "истина освободит вас!"

Авторские книги
  Прайор К.
  Долохов В.
  Стивенс
  Цветков Э.
  Виктор Франкл
  Эрик Фромм
  Действовать
значит быть
  Вильгельм Райх
  Эрик Берн
  Фишер Р.
  Жмуров Д.
  Вадим Гурангов
  Курпатов
  Вильгельм Райх

При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU желательна, но не обязательна
Редакция:
^наверх