Навигация |
|
|
Авторы |
|
Карнеги Д. |
|
|
Домой :: архив публикаций (июль - декабрь 2004)
книги и литература: Бенджамин Колодзин. Как жить после психической травмы.
Глава 10. Труд, приносящий самоуважение.
Наше уважение к кому-либо означает, что мы высоко ставим личность этого человека. Мы прислушиваемся к его точке зрения. Мы считаем его жизнь драгоценной. Если же мы находим человека недостойным нашего уважения, то ведем себя иначе: его точку зрения всеми силами игнорируем, а жизнь его не ценим.
Очень важны те критерии, которыми мы определяем, стоит или не стоит данного человека уважать: от них зависит наше отношение к окружающим людям.
Война очень яркий, доведенный до крайности пример того, как целые нации проявляют активное неуважение к правам друг друга: как только принято решение о начале войны, противная сторона объявляется "врагом" и более не воспринимается как полноценная, подобная нам часть человечества. Мы не желаем считаться "с ними", не признаем их точку зрения и не ценим их жизнь. Неуважение выплескивается, и неизбежным результатом бывает боль и страдание. Для тех, кто видел войну и другие немыслимые трагедии, человеческая способность не уважать себе подобных кажется куда более реальной и ощутимой, чем способность к уважению. Вот как, к примеру, выразил эту мысль один знакомый мне вьетнамский ветеран: "Я видел гибель друзей и хладнокровный подсчет потерь, словно после футбольного матча; мне долго морочили голову призывом "убивать красных во имя Христа", а по возвращении я узнал, что о войне говорили и писали сплошную ложь; врачи лишь пичкали меня таблетками и советовали "быть как все". Как мне после этого найти хотя бы что-то достойное уважения?"
Уважение к человеку, идеалу или чему угодно еще возникает, когда оно связано с чем-то для нас важным, ценным и любимым. Чувство уважения очень трудно сохранить в обстановке, где тотальное неуважение стало скорее правилом, чем исключением, и чем дольше находишься в такой обстановке, тем труднее дается уважение.
Неуважение тончайший психологический инструмент, позволяющий всякого, чьи потребности нам удобнее игнорировать, лишать права считаться человеком. По мере практики и при отсутствии альтернатив, эта психологическая установка легко закрепляется в привычку.
Когда мы уважаем кого-то, от нас исходят сигналы о том, что мы высоко ценим само его существование. Этот человек (или группа, или нация), видя наше доброе отношение, постепенно понимает уважительность наших намерений. Напротив, выказывая кому-то неуважение. мы посылаем сигналы, что человек (группа, нация) не такой, как надо, и мы вправе осуждать или перевоспитывать его. Такие заявления ставят под угрозу свободу людей (группы, нации), оставаться такими, какие они есть. Поэтому нас начинают бояться.
Страх, порожденный неуважением, приводит в свою очередь к ответным неуважительным действиям и к порождению взаимного страха. Эта хорошо всем известная цепная реакция ведет к конфронтации и войнам как на уровне личных, семейных отношений, так и на уровне отношений между сообществами людей и целыми нациями.
Уважение создает благоприятный климат для мира. Неуважение создает благоприятный климат для войны.
В личной жизни каждого из нас способность испытывать уважение ко всему живому (к отдельным людям и расам, к нашей планете, к самому себе) неразрывно связана со способностью испытывать душевный покой. К примеру, если вы любите природу и ненавидите род человеческий, то можно поспорить на что угодно: вы не пойдете отдыхать в шумную компанию, а отправитесь на природу, потому что высоко ее цените и в ее окружении можете спокойно расслабиться и набраться сил, оставив на время свои защитные реакции.
Чем меньше в нашей жизни того, что мы уважаем и ценим, тем труднее найти такое место, где можно по-настоящему раскрыться, ощутить мир и покой. Наша внутренняя война, а значит и наш внутренний мир, обусловлены умением уважать. Когда трудно найти хотя бы что-то достойное уважения, то в равной мере трудно и найти душевный покой.
У всех живых существ есть общее жизнь. Она объединяет, связывает всех нас. Чем больше внимания мы уделяем этой общности, тем менее угрожающими представляются нам различия. Духовные традиции почти всех исторических культур почитают уважение ко всему и ко всем наряду с высшими достижениями на пути внутренней гармонии. -Это подчеркивает и девиз США Е pluribus unuin, который в переводе с латыни означает "Из многих единое".
Если уважение ко всему и ко всем кажется вам пока недостижимым, для начала постарайтесь завоевать хотя бы один маленький плацдарм: научитесь уважать и высоко ценить что-то одно, лично вами избранное. Как только вы позволите себе уважать что-то, к вам постепенно начнет приходить душевное равновесие. Мало-помалу вы будете приобретать все новые ценности и вкладывать в них свое уважение. Дивидендами с этого вклада будут свобода и покой, как внутренние, так и внешние.
Иногда для разграничения миролюбивых и агрессивных действий пользуются термином "не-мир". Миролюбивые заявления часто не уберегают нас от немирных действий, поскольку многие поступки основаны на скрытых в подсознании установках. Чтобы избежать конфликта, необходимо тщательно анализировать все свои действия и выявлять ведущие к "не-миру". Когда мы осознаем свои немирные действия, нам легче найти альтернативу им.
Мы способствуем не-миру, когда проявляем неуважение. Если, к. примеру, мы терпеть не можем женщин или мужчин, негров или белых, то мы не склонны проявлять уважение к представителям этих несимпатичных нам групп. Наше неуважение позволяет нам не видеть в них человеческую личность и полностью игнорировать их точку зрения. Такое неуважение воспринимается ими как угроза, а на угрозу человек отвечает активацией рефлекса "бей или беги", т.е. приходит в боевую готовность. Это шаг к конфликту, к неуравновешенному силовому воздействию. Вот почему можно сказать, что всякое неуважение ведет к "не-миру".
Тому, чьи чувства и реакции обострились на войне, порой требуется соприкоснуться с самыми мирными и самыми священными человеческими ценностями, чтобы в его душе вновь затеплился огонек уважения.
Один ветеран, вернувшийся с заморской войны с глубокой душевной травмой, был не в силах смириться с царящими вокруг него порядками, но сумел наконец обрести покой, когда воспитал в себе глубокое уважение ко всякому живому существу. Война, в которой он участвовал, была Крестовым походом, а он стал известен миру как святой Франциск Ассизский.
В человеческой истории много подобных примеров, сближающих различные культуры, континенты и эпохи. Многие писатели размышляли над "феноменом бывшего солдата", имея в виду тот глубокий внутренний сдвиг, когда на основе немирного опыта человек обретает чувство уважения.
Когда мы стремимся к миру, нам полезно спросить себя, что в наших собственных поступках способствует "не-миру". Как и в своем стремлении к уважению, мы должны выяснить, какие наши действия продиктованы неуважением (к тем, в ком мы видим врагов, к себе, к своей семье, к нации и ко всей планете).
Последовательно задавая себе такого рода вопросы и искренне отвечая на них, мы сможем высветить самые темные закоулки души и разума, пока благотворные перемены не придут сами собой.
Воспитание глубокого внутреннего равновесия составляет основу работы над собой в духовных традициях всего мира.
Хотя практика и мифологическое содержание различных религий очень несхожи, но тем не менее все духовные учителя согласны в одном: способность воспитывать в себе уважение огромный потенциал развития для каждого человека.
Такую работу над собой я называю "истинным трудом". "Истинный труд" может быть связан с вашей основной работой, дающей средства к существованию, а может и не иметь с ней ничего общего. Та или иная обязанность, та или иная должность могут или быть, или не быть "истинным трудом" все зависит от того, уважаете ли вы порученное дело. "Истинный труд" может приносить материальное или моральное вознаграждение, может быть и совершенно бесплатным.
"Истинный труд" это любой избранный вами вид деятельности, который помогает лучше ощутить цель и смысл вашей жизни. Он осуществляется в той сфере, которую мы ценим выше всего, т.е. к которой испытываем наибольшее уважение.
Я искренне надеюсь, что к этому этапу самоизучения вы уже нашли ту часть вашего жизненного опыта, которую цените выше всего. Примите ее за отправную точку в поиске своего собственного "истинного труда". Доверие к себе поможет сделать правильный выбор. "Истинный труд" это своего рода ноша, которую вы избрали с открытым сердцем, чтобы через свою деятельность соединиться с потоком жизни.
Завершая свои рассуждения о связи между травмой, ощущением покоя и посттравматическими явлениями, я хотел бы отметить еще один момент. Как уже упоминалось в , тактика лечения, делающая упор на "адаптацию", не обеспечивает желаемого решения проблем. При этом на людей, утративших внутреннее равновесие из-за пребывания в невыносимых условиях, смотрят как на жертв клинического заболевания.
Но у переживших травму наблюдается еще одно качество, не находящее отражения в медицинской литературе, которая отмечает лишь симптомы страха, агрессивности, тревожности и т.п. и рассматривает людей, пострадавших от массового неуважения, в свете психических отклонений и неспособности вести себя "нормально".
Опираясь на сказанное выше о мире и "не-мире", можно сформулировать иную точку зрения. Люди, которые пережили массовое неуважение, оказываются сверхчувствительны в ситуации, где совершаются какие-либо неуважительные действия. Они реагируют даже на самые завуалированные формы "не-мира" быстрее и энергичнее, чем большинство людей. Такую особенность можно, если хотите, считать отклонением, но можно посмотреть на нее иначе. Посттравматические стрессовые реакции, как мы видим, приводятся в действие присутствием "не-мира" (неуважительного поведения) в ближайшем окружении человека. Иными словами, травмированные люди болезненно реагируют на малейшее проявление немирных намерений.
Сверхчувствительность к "не-миру" означает, что человек моментально обращает внимание на неуважительные действия и реагирует на них. Трагедия нашего времени в том, что многие страдающие от посттравматического стресса люди не могут найти для себя такого места, где царила бы по-настоящему мирная атмосфера. Но по мере того, как все большее число людей, потрясенных увиденным и пережитым на войне, находят свой путь к исцелению, их голос в защиту мира и взаимного уважения становится все слышней.
Ветераны могут многому научить человечество, указывая на скрытые формы "не-мира", которые порой так трудно распознать в самом себе. Тот, кто найдет свой истинный труд в борьбе против "не-мира" и страха как в своей душе, так и на всей планете, почувствует, что жизнь его наполнилась смыслом. |
|