Навигация
  Главная
Авторы
  Адлер А.
  Ананьева Г.
  Альберти Р.
Эммонс М.
  Басун В.
  Бережкова Л.
  Бурн Ш.
Карнеги Д.
  Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей
  Как преодолеть чувство беспокойства
  Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично
  Депрессия
  Дэй Л.
  Дильтей В.
  Доброславович В.


Домой :: Бурн Ш.

Шон Бурн. Гендерная психология.


Предисловие редактора. Глава 2..(0)

Очень часто человек создает себе образы других людей, основываясь не на том, что они в действительности из себя представляют и что делают, а на предположениях о том, какими эти люди должны быть и что должны делать, или на собственных пожеланиях видеть этого человека таким, каким его хочется увидеть. В последнее время в социальной психологии значительно возрос интерес к опасностям такого рода стереотипизации. Общество осознало, что подобный социальный стереотип крайне условен и выявляет свою ущербность. Поэтому игнорировать существование феномена гендерных различий по меньшей мере нелогично, а проведение исследований по данной проблеме следует считать оправданным и крайне необходимым. Предисловие к.(1)

Некоторые из моих студентов разрабатывают инструментарий по созданию целостного многостороннего образа личности в противовес широко распространенным методикам, которые пытаются видеть в человеке лишь отдельные индивидуальные черты и особенности. Глава 2..(2)

Но действительно ли мы способны освободиться от общепринятых правил, культурных программ, привитых нам той общественной средой, в которой мы живем? И в частности, насколько мы свободны или зависимы от того, женщина мы или мужчина, а значит от психологии гендера, от тех социально-психологических особенностей своего пола, которые в нем доминируют? Глава 3..(3)

Как один из возможных ответов я предложу вам результаты проведенного мной недавно эксперимента. Глава 3..(4)

В нем принимали участие студенты, изучающие психологию, отличающиеся достаточно высоким интеллектом и уравновешенностью в суждениях. Глава 1..(5)

Эксперимент состоял в следующем. Испытуемых попросили представить себя родителями ребенка, которого они "держат" на руках. Половине студентов было предложено выбрать ребенку имя из списка, содержащего три женских имени, а другой половине выбрать имя из трех мужских. (Студенты в каждой группе находились в неведении относительно того, какой выбор был предложен их товарищам из другой группы.) Неожиданно в аудитории, где находились испытуемые, появился бородатый незнакомец с очень яркой и красивой музыкальной коробочкой, содержащей внутри забавного клоуна, который внезапно оттуда выпрыгивал. Ребенок на руках у студентов внимательно "наблюдал", как дядя заводит игрушку, и "слушал" ее успокаивающую мелодию. Но вот наступил момент, когда музыка резко прекратилась и клоун выпрыгнул из коробки. Глава 4..(6)

После случившегося каждому "родителю" был задан следующий вопрос: "Какова была реакция вашего ребенка на происходящее?" Предисловие редактора.Очень.(7)

Из предложенного им списка вариантов ответов большинство выбрали "потрясен(а)", независимо от пола их ребенка. Но самое интересное произошло, когда эти "студенты-родители" указали последующую реакцию своего малыша. На порядок большее число девушек по сравнению с юношами отметили реакцию своего ребенка как "страх", тогда как больше юношей, чем девушек, увидели в глазах своего малыша "любопытство"! Глава 4..(8)

В чем психологический и поведенческий смысл этих различных эмоциональных реакций? Страх ведет к страданию, отрицанию, прикреплению к безопасным объектам, бегству, отказу от конфронтации. А любопытство? Оно проявляет себя в возбуждении, стремлении к чему-то новому и неизведанному и сопровождается зачастую невольным движением вперед. Глава 5..(9)

Так как фактически реакция, и та и другая, была придумана, можно сделать вывод, что некоторые личностные представления испытуемых, которыми они руководствовались в ходе эксперимента, классифицируются на основе их половых (гендерных) различий, что, в свою очередь, непременно влияет на всю их жизнь в целом. Таким образом, новоявленные "родители", по-разному определив эмоциональные реакции своих "детей", доказали тем самым, что разделяют фундаментальные предрассудки того самого гендерного стереотипизирования, о котором шла речь чуть выше и которое до сих пор еще составляет сущность пола, будь он женским или же мужским. Глава 5..(10)

Подобные веками складывающиеся стереотипы подкрепляются литературными произведениями из жанра "Помоги себе сам". Чего стоит в этом смысле недавний бестселлер "Мужчины с Марса, женщины с Венеры", завоевавший популярность у десятков миллионов читателей (именно миллионами измеряется его тираж) и провозглашающий, что мужчины и женщины это существа с разных планет, говорящие на разных языках! И все, что нам надо сделать, чтобы жить в мире и согласии, это осознать и принять данный "факт" и освоить предлагаемую книгой систему взаимоотношений! Глава 5..(11)

Телевидение также нещадно эксплуатирует тему различий мужчин и женщин, производя множество телешоу на эту тему. Глава 5..(12)

Авторы такого рода программ предпочитают сознательно не замечать огромного количества подтвержденных научными исследованиями фактов, говорящих нам о том, что у мужчин и женщин все-таки больше сходств, чем отличий. Видимо, общество и средства массовой информации заинтересованы в том, чтобы увековечить миф о существовании в мире созданий, непохожих внешне и имеющих сущностные различия. Так возникают и поддерживаются все новые и новые аргументы для политических, экономических, религиозных и социальных делений, в которых мужчина выступает в роли властелина и покровителя, а женщина вынуждена занимать позицию терпеливой мученицы. Предисловие.Изучение психологии.(13)

Необходимо систематическое, объективное исследование, которое прояснило бы эту проблему. Шон Бурн написала именно такую книгу, которая существенно обогатила понимание роли и значения социально-психологических различий мужчины и женщины. Книга написана предельно доступным, увлекательным языком. Основываясь в своих исследованиях на неоспоримых фактах, автор книги с большим профессионализмом концентрирует внимание читателя на силе социальных норм и культурных традиций, оказывающих свое непрестанное давление на сознание человека и формирующих его взгляды, мнения, поведение, а порой и стиль жизни. Глава 6..(14)

Шон Бурн пытается найти путь, который поможет человеку избавиться от тех ограничений, которые традиционный стереотип мышления накладывает на поведение и психологию мужчины и женщины и которые представляют собой по сути лишь условную принадлежность к тому или иному полу. Свобода от подобных предрассудков даст человеку возможность обрести душевное и физическое здоровье и способность наслаждаться всей полнотой жизни. Глава 7..(15)

Наконец, позвольте мне остановиться еще на одном моменте, касающемся особенностей психологии мужчины и женщины. Общая психология долгое время игнорировала пол как базовый аспект человеческой природы, не только не исследуя его, но даже не упоминая в качестве дискуссионного вопроса. Социальная психология, в свою очередь, долгое время отказывалась признавать гендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме. Глава 1..(16)

Шон Бурн берет на себя сложную задачу восполнить отсутствие серьезного социально-психологического анализа в современной науке. Ее книгу бесспорно можно отнести к ряду других выдающихся исследований по социальной психологии. Глава 7..(17)

В момент написания предисловия 14 февраля 1995 года мне пришло в голову, что это День Святого Валентина, День Влюбленных. Глава 7..(18)

И может быть, это действительно настоящее испытание для "Всепобеждающей Любви", ибо истинная Любовь, будь она направлена на ребенка, или же на человека противоположного пола, или же на своих родителей, не знает никаких ограничений и условностей, присущих человеческому сознанию "там", в том мире социума, который отстоит далеко от Истинного, живущего по законам Сердца и Любви. Почему бы человеку не освободиться навсегда от всяческих предрассудков и не жить, руководствуясь лишь этими добрыми и мудрыми законами?Фил Зимбардо,научный редактор Введение.Социальная психология.(19)



Похожие материалы:

- Глава 2. Исследования гендерных различий.. . .Резюме.Если гендерные различия ..
- Глава 3. Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью.. . .Низкий с ..
- Глава 1. Гендерные различия и социализация.Почему женщины не рождены ходить по м ..
- Глава 4. Ограничения, накладываемые традиционной мужской ролью.. . .Напряжен ..
- Глава 4. Ограничения, накладываемые традиционной мужской ролью.. . .Резюме.О ..
- Глава 5. Гендер как социальная категория.. . .Социальное познание гендера.В ..
- Глава 5. Гендер как социальная категория.. . .Парадокс социальной идентичнос ..
- Глава 6. Гендер в разных культурах.Панкультурные гендерные сходства. Разделение ..
- Глава 6. Гендер в разных культурах.. . .Заключительные замечания.Эта глава б ..
- Глава 7. Изменение гендерных ролей.. . .Изменения на производстве.Повышение ..
- Глава 7. Изменение гендерных ролей.. . .Изменение поведения родителей и педа ..
- Глава 7. Изменение гендерных ролей.. . .Резюме.Опросы общественного мнения п ..
- Введение.. . .Проблемы однообразия.Экспериментальный метод (Experi ..
Авторские книги
  Прайор К.
  Долохов В.
  Стивенс
  Цветков Э.
  Виктор Франкл
  Эрик Фромм
  Действовать
значит быть
  Вильгельм Райх
  Эрик Берн
  Фишер Р.
  Жмуров Д.
  Вадим Гурангов
  Курпатов
  Вильгельм Райх

При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU желательна, но не обязательна
Редакция:
^наверх