Навигация |
|
|
Авторы |
|
Карнеги Д. |
|
|
Домой :: Жмуров Д.
Жмуров Д. В. Насилие (агрессия) и литература.
9. Иные виды.Ассоциативная агрессия.
"Ну ты змея" кричит рассерженный муж. Перед нами типичный пример ассоциативной вербальной агрессии. В ней, благодаря автору, люди и животные перенимают друг у друга, часто не лучшие свои черты. Обратимся к наглядным примерам. Скажем, образ еврея в литературе. "Майн кампф" А.Гитлера содержит много наглядных и простых образов. "Евреи изображались рядом с ползающими в грязи крысами и тараканами в расчете на то, что в сознании людей возникнет устойчивая связь между образом еврея и образом паразита"(D.Halpern).
Ассоциации могут быть в форме имяобразования. В 1507 г. в Германии началась компания по уничтожению еврейских книг и обращению всех евреев в христианство. Против этого выступил известный гуманист И. Рейхлин. Пародируя Пфефферкорна зачинщика карательной акции, он издал книгу " Письма темных людей". Рейхлин, конечно, выступал от имени своих оппонентов. Книгу сочли подлинной. В ней содержались послания от разных людей к Ортуину Грацию. Возможно, это был сам Пфефферкорн. У людей были говорящие имена: Ослятий, Навозий, Тупиций...Игровая агрессия.
Представьте ситуацию. Идете по улице. Вдруг вас окружает толпа странно одетых людей. Они громко кричат, что-то требуют, угрожают, и, тут кажется Вам, самое время пуститься наутек. Бежать было бы можно, если только вы не в русской деревне. Ведь, то, что выглядит как агрессия, на самом деле обрядовая игра, а звучащие угрозы славянский календарный фольклор. Рождество, масленица, день святого Юрия в России, Сербии, Болгарии и других странах сопровождался пением особых песен. На рождество это колядки, весной масленичные и Юрьевские песни. Люди рядились и ходили по домам просить угощений. Радушных и хлебосольных хозяев славили, жадных ругали. Поэтому, многие из этих песен по форме напоминают вербальную агрессию. И толпа, обступившая Вас, всего на всего ряженые, требующие гостинцев. Делают они это по-разному:
Угрозы и шантаж, предшествующие просьбе.
Я пришел к вам,
Чтоб сказать,
Что сегодня коляда:
Что-нибудь мне надо дать,
Рад я буду это взять.
Кто не даст мне ничего,
Обругаю я его.
Знать его я не хочу,
Как медведь я зарычу.
( с.22)
Мы пастушки малые,
Рады, если б брали мы
Колядочки в ручки,
Когда б хозяева дали.
Если же не дадите,
Тогда получите:
Мы все побьем
На столе и под столом ( с .30)
Кто не даст пирога,
Тому сивая кобыла,
Да оборвана могила.
А вот примеры из жнивных песен:
Пусти, пан, домой нас,
Пока тебя просим,
А то там у леса
Мы тебя повесим.
Повесим у рощи,
Повесим у леса,
На яворе будешь
Висеть сколько влезет.
Староста без головы,
Эконом без ока,
Будто его выклевала
На поле сорока... ( с 50)
Заходи ты, солнце, за красные выси.
Отпусти домой нас ты, староста лысый.
Отпусти домой нас, очень тебя просим,
А если не пустишь, мы тебя удушим. (с.280)
Конопли как полем,
Стоит пан как сажень,
Каждую травинку
Палкою укажет:
" Проклятая сволочь!
Тебе траву не жалко?
Так тебе глазища выколю я палкой"
Если вы глаза нам,
Мы тогда усы вам
Выдернем и ими
Вытрем сапоги мы. (с. 283)
Содержание других песни зависело от того, угостят или нет. Реальная агрессия, в данном случае, не исключена. Ряженые и вправду могли разозлиться, если их прогоняли. Поэтому, подобные песни имели два завершения: хвалебное, если подавали и срамное, если отказывали. Вот несколько примеров:
Таусень, Таусень!
Дай блин, дай кишку,
Свиную ножку
Всем понемножку!
Неси не тряси,
Давай, не ломай!
Если подадут
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!
Если не подадут
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа. ( с. 17)
Мы ранешенько вставали,
Белы лица умывали,
Круг поля ходили,
Кресты становили,
Егорья окликали:
" Егорий ты наш храбрый,
... спаси нашу скотинку"...
Если подадут
Спасибо тебе тетушка,
На добром слове,
На добром подаяньи!
Дай тебе бог
Сто быков годовиков,
Двести телушек,
Все годовушек !
Если не подадут
Злая тебе, баба,
Пень да колода,
На раменье дорога!
В тартарары провалиться
Назад поворотиться,
Чертовы горы пройти,
Назад дороги не найти! ( с 34)
Зеленого Юрия водим,
Масла и яиц просим,
Бабу-Ягу изгоняем,
А весну призываем!
Если не подадут
У ворот сосна,
Упадет она,
Ваши ворота,
Из болота,
Ваша хата,
Мышами богата,
В вашем саду
Кроты пашут! ( с.39)
Все перечисленное, отнести к агрессии можно только по внешним признакам. В социальном контексте, подобный фольклор лишь часть традиционных обрядов славян. Таким образом, к игровой агрессии Э. Фромма в виде тренинга на мастерство (напр. сражение на мечах), можно добавить агрессию в традиции вообще, если последняя предполагает игровую форму.
Пример посттекстуальной игровой агрессии. " В земле была нора, а в норе жил да был хоббит...Прост-прост, а всегда выкинет что-нибудь неожиданное". Вы не ошиблись это Джон Рональд Руэл Толкин. Его книги написаны в жанре фэнтези. Фэнтези так и переводиться фантазия. Сказочные континенты, храбрые герои, битвы и многое другое поместилось там. Более того, благодаря Д. Толкину родилась целая субкультура "толкинисты". Это молодые люди, сменившие простые имена на сказочные, по несколько раз в году превращающиеся в героев известного писателя. Игры толкинистов имитируют бои сил добра и зла и по форме напоминают агрессию. Условия игр приближены к реальности: традиционные костюмы, доспехи, и, главное, сам поединок.
Известный психиатр В. Франкл, говоря об игровой агрессии, утверждал, что она существенно повышает уровень агрессивности человека. С другой стороны " все люди в той или иной степени имеют потребность в компенсаторной игровой деятельности... Игрок компенсирует ущербность своей социальной жизни через свое непосредственное участие в игре". (Ильин). Значит, в данной игре читатель участник компенсирует нехватку агрессивности в обыденной жизни. |
|