| Навигация |  
 |  
 
 |  
| Авторы |  
 |  
 
 
 
 
 
 
| Карнеги Д. |  
 
 
 
 |  
 
 
 
 
 
 | 
 
 Домой :: Жмуров Д.
  Жмуров Д. В. Насилие (агрессия) и литература.
 
 9. Иные виды.Ассоциативная агрессия.
  "Ну ты змея"  кричит рассерженный муж. Перед нами типичный пример ассоциативной вербальной агрессии. В ней, благодаря автору, люди и животные перенимают друг у друга, часто не лучшие свои черты. Обратимся к наглядным примерам. Скажем, образ еврея в литературе. "Майн кампф" А.Гитлера содержит много наглядных и простых образов. "Евреи изображались рядом с ползающими в грязи крысами и тараканами  в расчете на то, что в сознании людей возникнет устойчивая связь между образом еврея и образом паразита"(D.Halpern).
  Ассоциации могут быть в форме имяобразования. В 1507 г. в Германии началась компания по уничтожению еврейских книг и обращению всех евреев в христианство. Против этого выступил известный гуманист И. Рейхлин. Пародируя Пфефферкорна  зачинщика карательной акции, он издал книгу " Письма темных людей". Рейхлин, конечно, выступал от имени своих оппонентов. Книгу сочли подлинной. В ней содержались послания от разных людей к Ортуину Грацию. Возможно, это был сам Пфефферкорн. У людей были говорящие имена: Ослятий, Навозий, Тупиций...Игровая агрессия.
  Представьте ситуацию. Идете по улице. Вдруг вас окружает толпа странно одетых людей. Они громко кричат, что-то требуют, угрожают, и, тут кажется Вам, самое время пуститься наутек. Бежать было бы можно, если только вы не в русской деревне. Ведь, то, что выглядит как агрессия, на самом деле обрядовая игра, а звучащие угрозы  славянский календарный фольклор. Рождество, масленица, день святого Юрия в России, Сербии, Болгарии и других странах сопровождался пением особых песен. На рождество  это колядки, весной  масленичные и Юрьевские песни. Люди рядились и ходили по домам просить угощений. Радушных и хлебосольных хозяев славили, жадных  ругали. Поэтому, многие из этих песен по форме напоминают вербальную агрессию. И толпа, обступившая Вас, всего на всего ряженые, требующие гостинцев. Делают они это по-разному:
  Угрозы и шантаж, предшествующие просьбе.
 
 
   
  Я пришел к вам,
  Чтоб сказать,
  Что сегодня коляда:
  Что-нибудь мне надо дать,
  Рад я буду это взять.
  Кто не даст мне ничего,
  Обругаю я его.
  Знать его я не хочу,
  Как медведь я зарычу.
  ( с.22) 
 
 
   
   Мы пастушки малые,
  Рады, если б брали мы
  Колядочки в ручки,
  Когда б хозяева дали.
  Если же не дадите,
  Тогда получите:
  Мы все побьем
  На столе и под столом ( с .30) 
 
 
   
  Кто не даст пирога,
  Тому сивая кобыла,
  Да оборвана могила. 
 
 
   
  А вот примеры из жнивных песен: 
 
 
   
  Пусти, пан, домой нас,
  Пока тебя просим,
  А то там у леса
  Мы тебя повесим.
  Повесим у рощи,
  Повесим у леса,
  На яворе будешь
  Висеть сколько влезет.
  Староста без головы,
  Эконом без ока,
  Будто его выклевала
  На поле сорока... ( с 50) 
 
 
   
  Заходи ты, солнце, за красные выси.
  Отпусти домой нас ты, староста лысый.
  Отпусти домой нас, очень тебя просим,
  А если не пустишь, мы тебя удушим. (с.280) 
 
 
   
  Конопли как полем,
  Стоит пан как сажень,
  Каждую травинку
  Палкою укажет:
  " Проклятая сволочь!
  Тебе траву не жалко?
  Так тебе глазища выколю я палкой"
  Если вы глаза нам,
  Мы тогда усы вам
  Выдернем и ими
  Вытрем сапоги мы. (с. 283) 
  Содержание других песни зависело от того, угостят или нет. Реальная агрессия, в данном случае, не исключена. Ряженые и вправду могли разозлиться, если их прогоняли. Поэтому, подобные песни имели два завершения: хвалебное, если подавали и срамное, если отказывали. Вот несколько примеров:
   
  Таусень, Таусень!
  Дай блин, дай кишку,
  Свиную ножку
  Всем понемножку!
  Неси  не тряси,
  Давай, не ломай!
  Если подадут
  У доброго мужика
  Родись рожь хороша:
  Колоском густа,
  Соломкой пуста!
  Если не подадут
  У скупого мужика
  Родись рожь хороша:
  Колоском пуста,
  Соломкой густа. ( с. 17) 
 
 
   
  Мы ранешенько вставали,
  Белы лица умывали,
  Круг поля ходили,
  Кресты становили,
  Егорья окликали:
  " Егорий ты наш храбрый,
  ... спаси нашу скотинку"...
  Если подадут
  Спасибо тебе тетушка,
  На добром слове,
  На добром подаяньи!
  Дай тебе бог
  Сто быков годовиков,
  Двести телушек,
  Все годовушек !
  Если не подадут
  Злая тебе, баба,
  Пень да колода,
  На раменье дорога!
  В тартарары провалиться
  Назад поворотиться,
  Чертовы горы пройти,
  Назад дороги не найти! ( с 34) 
 
 
   
  Зеленого Юрия водим,
  Масла и яиц просим,
  Бабу-Ягу изгоняем,
  А весну призываем!
  Если не подадут
  У ворот сосна,
  Упадет она,
  Ваши ворота,
  Из болота,
  Ваша хата,
  Мышами богата,
  В вашем саду
  Кроты пашут! ( с.39) 
  Все перечисленное, отнести к агрессии можно только по внешним признакам. В социальном контексте, подобный фольклор лишь часть традиционных обрядов славян. Таким образом, к игровой агрессии Э. Фромма в виде тренинга на мастерство (напр. сражение на мечах), можно добавить агрессию в традиции вообще, если последняя предполагает игровую форму.
  Пример посттекстуальной игровой агрессии. " В земле была нора, а в норе жил да был хоббит...Прост-прост, а всегда выкинет что-нибудь неожиданное". Вы не ошиблись  это Джон Рональд Руэл Толкин. Его книги написаны в жанре фэнтези. Фэнтези так и переводиться  фантазия. Сказочные континенты, храбрые герои, битвы и многое другое поместилось там. Более того, благодаря Д. Толкину родилась целая субкультура  "толкинисты". Это молодые люди, сменившие простые имена на сказочные, по несколько раз в году превращающиеся в героев известного писателя. Игры толкинистов имитируют бои сил добра и зла и по форме напоминают агрессию. Условия игр приближены к реальности: традиционные костюмы, доспехи, и, главное, сам поединок.
  Известный психиатр В. Франкл, говоря об игровой агрессии, утверждал, что она существенно повышает уровень агрессивности человека. С другой стороны " все люди в той или иной степени имеют потребность в компенсаторной игровой деятельности... Игрок компенсирует ущербность своей социальной жизни через свое непосредственное участие в игре". (Ильин). Значит, в данной игре читатель  участник компенсирует нехватку агрессивности в обыденной жизни.  | 
 |