Навигация
  Главная
Авторы
  Адлер А.
  Ананьева Г.
  Альберти Р.
Эммонс М.
  Басун В.
  Бережкова Л.
  Бурн Ш.
Карнеги Д.
  Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей
  Как преодолеть чувство беспокойства
  Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично
  Депрессия
  Дэй Л.
  Дильтей В.
  Доброславович В.


Домой :: Жмуров Д.

Жмуров Д. В. Насилие (агрессия) и литература.


9. Иные виды.Ассоциативная агрессия.

"Ну ты змея" кричит рассерженный муж. Перед нами типичный пример ассоциативной вербальной агрессии. В ней, благодаря автору, люди и животные перенимают друг у друга, часто не лучшие свои черты. Обратимся к наглядным примерам. Скажем, образ еврея в литературе. "Майн кампф" А.Гитлера содержит много наглядных и простых образов. "Евреи изображались рядом с ползающими в грязи крысами и тараканами в расчете на то, что в сознании людей возникнет устойчивая связь между образом еврея и образом паразита"(D.Halpern).

Ассоциации могут быть в форме имяобразования. В 1507 г. в Германии началась компания по уничтожению еврейских книг и обращению всех евреев в христианство. Против этого выступил известный гуманист И. Рейхлин. Пародируя Пфефферкорна зачинщика карательной акции, он издал книгу " Письма темных людей". Рейхлин, конечно, выступал от имени своих оппонентов. Книгу сочли подлинной. В ней содержались послания от разных людей к Ортуину Грацию. Возможно, это был сам Пфефферкорн. У людей были говорящие имена: Ослятий, Навозий, Тупиций...Игровая агрессия.

Представьте ситуацию. Идете по улице. Вдруг вас окружает толпа странно одетых людей. Они громко кричат, что-то требуют, угрожают, и, тут кажется Вам, самое время пуститься наутек. Бежать было бы можно, если только вы не в русской деревне. Ведь, то, что выглядит как агрессия, на самом деле обрядовая игра, а звучащие угрозы славянский календарный фольклор. Рождество, масленица, день святого Юрия в России, Сербии, Болгарии и других странах сопровождался пением особых песен. На рождество это колядки, весной масленичные и Юрьевские песни. Люди рядились и ходили по домам просить угощений. Радушных и хлебосольных хозяев славили, жадных ругали. Поэтому, многие из этих песен по форме напоминают вербальную агрессию. И толпа, обступившая Вас, всего на всего ряженые, требующие гостинцев. Делают они это по-разному:

Угрозы и шантаж, предшествующие просьбе.



 

Я пришел к вам,

Чтоб сказать,

Что сегодня коляда:

Что-нибудь мне надо дать,

Рад я буду это взять.

Кто не даст мне ничего,

Обругаю я его.

Знать его я не хочу,

Как медведь я зарычу.

( с.22) 



 

Мы пастушки малые,

Рады, если б брали мы

Колядочки в ручки,

Когда б хозяева дали.

Если же не дадите,

Тогда получите:

Мы все побьем

На столе и под столом ( с .30) 



 

Кто не даст пирога,

Тому сивая кобыла,

Да оборвана могила. 



 

А вот примеры из жнивных песен: 



 

Пусти, пан, домой нас,

Пока тебя просим,

А то там у леса

Мы тебя повесим.

Повесим у рощи,

Повесим у леса,

На яворе будешь

Висеть сколько влезет.

Староста без головы,

Эконом без ока,

Будто его выклевала

На поле сорока... ( с 50) 



 

Заходи ты, солнце, за красные выси.

Отпусти домой нас ты, староста лысый.

Отпусти домой нас, очень тебя просим,

А если не пустишь, мы тебя удушим. (с.280) 



 

Конопли как полем,

Стоит пан как сажень,

Каждую травинку

Палкою укажет:

" Проклятая сволочь!

Тебе траву не жалко?

Так тебе глазища выколю я палкой"

Если вы глаза нам,

Мы тогда усы вам

Выдернем и ими

Вытрем сапоги мы. (с. 283) 

Содержание других песни зависело от того, угостят или нет. Реальная агрессия, в данном случае, не исключена. Ряженые и вправду могли разозлиться, если их прогоняли. Поэтому, подобные песни имели два завершения: хвалебное, если подавали и срамное, если отказывали. Вот несколько примеров:

 

Таусень, Таусень!

Дай блин, дай кишку,

Свиную ножку

Всем понемножку!

Неси не тряси,

Давай, не ломай!

Если подадут

У доброго мужика

Родись рожь хороша:

Колоском густа,

Соломкой пуста!

Если не подадут

У скупого мужика

Родись рожь хороша:

Колоском пуста,

Соломкой густа. ( с. 17) 



 

Мы ранешенько вставали,

Белы лица умывали,

Круг поля ходили,

Кресты становили,

Егорья окликали:

" Егорий ты наш храбрый,

... спаси нашу скотинку"...

Если подадут

Спасибо тебе тетушка,

На добром слове,

На добром подаяньи!

Дай тебе бог

Сто быков годовиков,

Двести телушек,

Все годовушек !

Если не подадут

Злая тебе, баба,

Пень да колода,

На раменье дорога!

В тартарары провалиться

Назад поворотиться,

Чертовы горы пройти,

Назад дороги не найти! ( с 34) 



 

Зеленого Юрия водим,

Масла и яиц просим,

Бабу-Ягу изгоняем,

А весну призываем!

Если не подадут

У ворот сосна,

Упадет она,

Ваши ворота,

Из болота,

Ваша хата,

Мышами богата,

В вашем саду

Кроты пашут! ( с.39) 

Все перечисленное, отнести к агрессии можно только по внешним признакам. В социальном контексте, подобный фольклор лишь часть традиционных обрядов славян. Таким образом, к игровой агрессии Э. Фромма в виде тренинга на мастерство (напр. сражение на мечах), можно добавить агрессию в традиции вообще, если последняя предполагает игровую форму.

Пример посттекстуальной игровой агрессии. " В земле была нора, а в норе жил да был хоббит...Прост-прост, а всегда выкинет что-нибудь неожиданное". Вы не ошиблись это Джон Рональд Руэл Толкин. Его книги написаны в жанре фэнтези. Фэнтези так и переводиться фантазия. Сказочные континенты, храбрые герои, битвы и многое другое поместилось там. Более того, благодаря Д. Толкину родилась целая субкультура "толкинисты". Это молодые люди, сменившие простые имена на сказочные, по несколько раз в году превращающиеся в героев известного писателя. Игры толкинистов имитируют бои сил добра и зла и по форме напоминают агрессию. Условия игр приближены к реальности: традиционные костюмы, доспехи, и, главное, сам поединок.

Известный психиатр В. Франкл, говоря об игровой агрессии, утверждал, что она существенно повышает уровень агрессивности человека. С другой стороны " все люди в той или иной степени имеют потребность в компенсаторной игровой деятельности... Игрок компенсирует ущербность своей социальной жизни через свое непосредственное участие в игре". (Ильин). Значит, в данной игре читатель участник компенсирует нехватку агрессивности в обыденной жизни.

Авторские книги
  Прайор К.
  Долохов В.
  Стивенс
  Цветков Э.
  Виктор Франкл
  Эрик Фромм
  Действовать
значит быть
  Вильгельм Райх
  Эрик Берн
  Фишер Р.
  Жмуров Д.
  Вадим Гурангов
  Курпатов
  Вильгельм Райх

При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU желательна, но не обязательна
Редакция:
^наверх