Навигация |
|
|
Авторы |
|
Карнеги Д. |
|
|
Домой :: Курпатов
Андрей Владимирович Курпатов. Счастлив по собственному желанию.
Заключение.
В заключение я бы хотел поговорить с вами о счастье, раз уж я позволил себе использовать это загадочное слово в названии книги. Мое мнение о счастье, наверное, уже очевидно, но все-таки оно может показаться кому-то весьма и весьма противоречивым. С одной стороны, я утверждаю, что счастье требует труда, что его нужно сделать своими руками, а с другой стороны, я говорю: "Не требуйте, а принимайте". Есть ли противоречие в моих словах? С точки зрения формальной логики, конечно. Но, помнится, еще Мефистофель говорил Фаусту: "А разве ты не знал, что я ведь тоже логик?" Не хотелось бы составить ему компанию. Логика исходит от холодного и упрямого интеллекта, и вряд ли стоит полагаться на него в решении столь важных для нас вопросов, как вопрос о счастье.
В моих словах нет путаницы, и если я смотрю на это "противоречие" не как на математическую задачу, а как на проявление жизни, если я смотрю сердцем, а не логикой неповоротливого интеллекта, то вижу, что правда как раз в этом парадоксе. Правда в том, что мы должны сделать все от себя зависящее для того, чтобы наше счастье стало возможным, но не ждать его, как подчиненного на отчет, в точно назначенное время. Мы должны принять жизнь и самих себя, что дарует нам гармонию, а там уже на горизонте появится и долгожданное счастье. И я верю, я знаю, что так оно и будет, не может не быть. Теперь для иллюстрации своих слов я расскажу вам, что по этому поводу думает философия (та, что действительно стоит нашего внимания), и подкреплю свои слова одной очень примечательной, на мой взгляд, русской народной сказкой.
Итак, Ее Величество Философия. Не буду утруждать вас долгими и нудными выкладками, поэтому надеюсь, что этот экскурс в философию будет для вас приятен и неутомителен. В прошлом веке на землю снизошли два гениальных философа Серен Кьеркегор и Фридрих Ницше, которым было суждено стать (правда, сами они об этом и не догадывались) основоположниками самой живой и самой развивающейся философской системы нашего столетия экзистенциализма. Это слово с трудом можно выговорить, но на нем основана большая часть современной психотерапии, поэтому простим ему внешнюю закавыристость.Разумеется, брать на себя ответственность за свою жизнь и иметь богатые переживания и возможности это одно и то же. Фредерик Пёрлз
Так вот, оба эти философа, правда в разных контекстах, высказали, по сути, одну и ту же мысль. Кьеркегор сказал буквально следующее: "Двери счастья отворяются, к сожалению, не внутрь ["от себя"] тогда их можно было бы растворить бурным напором, а изнутри ["к себе"], и потому ничего не поделаешь!" Иными словами, если представить себе дом, в котором живет счастье, то вам не удастся войти в него, навалившись на дверь, или, как говорят, отворить дверь ногой. Подойдя к двери, вам придется отступить минимум на один шаг назад (как бы отступиться от желаемого), и только после этого, возможно, вам откроют. Если же вам откроют, а вы не отступите, то эта дверь придется как раз... вы знаете, как это бывает.Счастье состоит единственно в том, чтобы постоянно пребывать в радостном состоянии духа и никогда не горевать, где бы и в какое бы время мы ни оказались. Диоген
Фридрих Ницше, которого особенно представлять не нужно, со свойственной ему экстравагантностью и еще более путано сформулировал эту мысль так: "Теперь я приказываю вам потерять меня и найти себя; и только когда вы отречетесь от меня, я вернусь к вам..." Надо ли говорить, что этими словами он закончил свою автобиографию? Не надо. Тогда не буду, впрочем, я уже сказал. Замените в этом пафосном высказывании, впрочем, не лишенном истинности, "я" (то бишь Фридрих Ницше) на "счастье", и вы прочтете примерно то же, что было сказано Кьеркегором. Если упростить это высказывание великого Ницше до крайности, то мы получим примерно следующую фразу: "Чтобы прийти ко мне, ты должен отказаться от меня". А подставив "счастье" вместо "я": "Чтобы прийти к счастью, ты должен отказаться от него". Суть этих высказываний проста: если мы желаем чего-то достичь, не нужно штурмовать закрытые ворота, нужно подождать, пока они сами откроются, и войти.
Но человек не знает этого правила, отчего его положение оказывается откровенно трагикомическим. Все мы по понятным причинам настойчиво ломимся в эти двери к счастью. Разумеется, они не поддаются, поскольку устроены таким образом, что открываются лишь наружу, "на себя", о чем со всей прямотой авторитетно заявили оба великих философа. Когда же они открываются (а двери, как мне кажется, только для того и созданы, чтобы время от времени открываться и закрываться) и приглашают нас войти, мы зачем-то раздумываем, капризничаем или отходим, набирая расстояние для разбега, чтобы взять это препятствие штурмом, ведь "ломиться в открытые двери" это у нас в характере. Короче говоря, когда двери к счастью открыты, мы делаем вид, что не замечаем этого, когда закрыты мы их выламываем. Они открываются мы отходим, они закрываются атакуем. И ведь это происходит постоянно! Такой вот своеобразный перпетуум-мобиле. В итоге мы, обессилевшие или потерявшие надежду, падаем ниц, не в силах больше ни бежать, ни даже входить. Все это очень напоминает ситуацию с потайной дверцей, ведущей в чудесный сад, о которой с таким изяществом рассказал Льюис Кэрролл в своей знаменитой сказке про Алису. Когда следовало быть большой, чтобы взять ключ, она была маленькой, а когда требовалось быть маленькой, чтобы открыть и войти в дверцу, она оказывалась большой.Тот выполняет цель бытия, кому помимо жизни не нужна больше никакая цель. То есть именно тот, кто удовлетворен. Людвиг Витгенштейн
С другой стороны, философы предупреждают нас: отступитесь, сделайте шаг назад. Об этом мы говорили в большинстве из глав: не требуйте, не думайте, что вам кто-то должен, наберитесь терпения и положитесь на судьбу. Причем судьба это ведь не зловещий рок, это чувство принадлежности жизни, чувство сопричастности ей, это доверие. Без доверия ничего не будет, и только вера делает доверие возможным. Научитесь доверять себе, другим, миру, и тогда радость придет в ваши сердца. Верьте себе и другим, помните о главном, не забывайте, что всякий хорош и каждый из нас мечтает о счастье, радости и любви, а потому нам просто нечего делить. Требования это попытка поделить шкуру неубитого медведя. Делить можно только тогда, когда есть что делить, а если мы начинаем свою жизнь с требований, то так никогда ничего не создадим.
Счастье, как и любую другую мечту, нельзя взять на абордаж, она растворится и исчезнет, подобно миражу. Некоторые, правда, пытаются таким образом решить свои личные проблемы. Влюбляются и атакуют. Потом, если нападение удалось, выясняется, что они не любили, а заблуждались. Или, напротив, от такого натиска со стороны влюбленной возлюбленный скрывается, не ожидая ничего хорошего от этой весьма подозрительной настойчивости. Это достаточно простой пример, с которым все мы так или иначе сталкивались в жизни. Но, как поется в известной песне, и это чистая правда: "Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь". Все случаи настоящей и преданной любви, которые мне приходилось видеть, состоялись именно таким образом. Может быть, я не прав? Попробуйте опровергнуть, только берегите себя.Немногие люди идут на терапию, чтобы вылечиться, чаще чтобы усовершенствовать свой невроз. Фредерик Пёрлз
Итак, взгляд философов на счастье вам, надеюсь, ясен. Но может показаться, что, следуя их наставлениям, нужно отойти в сторону и ждать сложа руки. Это не так, и я не зря назвал эту книгу "Счастлив по собственному желанию". В качестве пояснения расскажу вам обещанную сказку.
В глухой деревушке жил Федот, но так был ленив, что ничего не хотел делать. Долго терпели его мужики, кормили, поили, одевали, да не вытерпели и решили: "Утопим мы Федота в проруби, нет больше нашей мочи! Все равно он ничего не хочет делать". И поволокли его по снегу к реке, а Федот и не сопротивляется. Вдруг видят, едут им навстречу боярские сани, а в санях барыня. Останавливаются мужики, кланяются. А барыня их и спрашивает: "Чем это вы, мужики, занимаетесь?" "Да вот, барыня, идем Федота топить", отвечают. "Как же это топить? удивилась барыня. Христианская душа ведь". Отвечают ей мужики: "Да нет больше нашей мочи, матушка, ничего делать не хочет! Лежит себе целыми днями на полатях, а мы его и корми, и пои, и одевай. А у нас у самих дети голодные, хлеба на всех не хватает. Вот и решили его утопить, а он вот и согласен". "А ну, подайте сюда Федота", говорит барыня. Подтащили к ней мужики Федота. "Что ж ты, Федот, помирать собрался?" спрашивает его барыня. Поднял тут Федот голову со снега и отвечает: "Да, матушка, все равно мне". И подумала тут барыня: "Спасу-ка я христианскую душу грешную, возьму его к себе, пусть живет в моем погребе, да сухарями питается, много у меня сухарей-то, не жалко". Подумала так и говорит: "А пойдешь ли, Федот, ко мне в погребе жить, да сухарями питаться?" Задумался Федот. "А сухари-то моченые?" спрашивает он барыню. "Нет, не моченые, отвечает. Но уж размочить-то сам сможешь?" "А-а-а, нет, лениво мне. Несите мужики, куда несли", сказал Федот и обратно голову на снег положил.
Так что счастье зависит от нас, от нашего желания, от нашей доброй воли, от нашей готовности принять его. Об этом я и писал эту книгу, поэтому уточнять что-либо еще, мне кажется, не имеет смысла. Одно из рабочих названий этой книги было такое: "Путь к себе". То, о чем в ней идет речь, действительно путь к себе. И, если вы хотите обрести счастье, вы вынуждены будете его пройти, и только тогда ваше "собственное желание" быть счастливым обретет силу реализации.
Я от всего сердца желаю вам удачи! |
|